Преподаватель из Волжского Аркадий Чичилин не в первый раз отправляется покорять водные рубежи, оставаясь один на один со стихией.
В прошлый раз мы писали, как путешественник в одиночку проплыл под парусом по Волге до Астрахани. На этот раз Аркадий Чичилин выбрал новый маршрут – от Саратовской ГЭС (в Балаково) до родной Волжской ГЭС.
По возвращении бесстрашный путешественник снова рассказал Волжский.ру о своих приключениях, подкрепив рассказ традиционным фотоотчетом.
По словам самого Аркадия Чичилина, этот сплав оказался очередным в ряду предыдущих одиночных плаваний, а идея такого маршрута возникла ещё зимой. Особенностью маршрута была возможность встретиться с однокашниками по техникуму, проживающими в Балаково, куда капитана и всё его снаряжение доставил автомобилем его сын.
В итоге, нынешний сплав длился целых 2 недели: с 12 по 26 июля. За этот срок волжанин преодолел расстояние в 500 км, проходя примерно по 40 км в день.
На наши вопросы о том, чем же отличался нынешний сплав от прошлого, Аркадий Чичилин отметил несколько моментов:
– По сравнению с этим сплавом, прошлый сплав до Астрахани я воспринимаю как прогулку в парк, – делится своими впечатлениями путешественник. – Во-первых , я привез в верховье Волги дожди, которые длились там непрерывно почти 10 дней. И это было для меня необычно и неудобно. Во-вторых, на этот раз я спал прямо в лодке, без палатки. В-третьих, несколько раз я поддавался соблазну срезать путь и в результате попадал в ловушки из зарослей водорослей. Ну, и в-четвертых, приходилось быть на чеку с порывистым ветром, который, сам по себе – очень неприятный и опасный для судоходства.
Ниже мы публикуем рассказ Аркадия Чичилина о его путешествии – что называется, из первых уст.
...Сплав осуществлялся на надувной лодке, оборудованной под парусное вооружение с ночёвками на берегу непосредственно в лодке. На всем маршруте сплава было два опорных пункта: Саратов и Камышин.
Место начала сплава – судоходный канал города Балаково. Однако из-за сильного встречного ветра и непогоды точкой начала маршрута следует считать верхний мыс острова Девушкин (Пустынный) – самое близкое место на Волге к Саратовской ГЭС, а временем начала его прохождения – 14 часов 13 июля 2015 года.
Участок пути от Балаково до Саратова преодолевался при постоянных встречных ветрах и дождях. Ветер «низовка» обуславливал крутую волну, что заставляло двигаться рядом с берегом маленькими галсами.
При подготовке к сплаву я допустил одну досадную ошибку: перенёс к носу лодки место установки шверцов. При сильном встречном ветре выяснилось, что лодка «приводится» и становится неуправляемой. Срочно пришлось придумывать крепление шверцов в прежнем месте. При этом они стали несъемными и не поворачивались при наезде на препятствие: это имело негативные последствия.
В последний день прохождения этого участка маршрута задуло с северо-запада. Первый раз, при почти попутном ветре, я на одном галсе ворвался в акваторию города Саратова.
Между первым и вторым мостом имеется множество островов, пространство между которыми заполонили водоросли, что сделало невозможным плавание на любой лодке. За вторым мостом меня прихватил сильный и продолжительный порыв ветра, который стремился прижать моё судно к бетонной причальной стенке. К счастью всё обошлось, а набранную в лодку с гребней волн воду я на стоянке вычерпал.
На следующее утро железнодорожный мост у посёлка Увек и путь за ним я проходил при слабом встречном ветре. К концу дня стало сильно дуть с берега и в районе посёлка Широкий Буерак, перед надвигающейся грозой, меня стало выносить на заросшее водорослями пространство. Это была вторая и, к счастью, последняя опасная ситуация этого сплава.
До грозы успел выброситься на местную пристань, где в лодке под тентом переждал сильный ливень. Но облака были обложными, гроза сменилась затяжным (на всю ночь) дождём и я с лодкой устроился «под крышей».
На следующий день, второй раз за время сплава, дул хороший попутный ветер, и я прошёл до села Золотое. Согласно преданию, в этом селе расплачивались с бурлаками за их тяжкий труд – отсюда и название.
В первой половине дня 20 июля я пересёк границу между Саратовской и Волгоградской областью и продолжал сплав уже по водохранилищу: вместо бакенов судового хода дорогу указывали судовые знаки. Они имеют порядковую нумерацию, которая начинается от порта города Волжский, а расстояние между ними – 3 км. Теперь можно точно знать, сколько ещё идти до дома!
Дожди прекратились, но последняя гроза застала меня у Щербаковки.
Особенность сплава на «надувнушке» – это возможность выброса на берег практически в любом месте, где есть полоса берега в 1,5-2 метра, на которой лодка устанавливается вдоль кромки воды.
Путь до Камышина был пройден без приключений, и на ночёвку с 22 на 23 июля я остановился за Камышином, в начале залива Вихлянцева.
На пути до Караваинки я встретил нефтеналивное судно, капитан которого – мой сват. Он приглашал меня подойти и «отметить» встречу, но я стойко ему отказал…Тяжёлым был предпоследний день сплава – суббота 25 июля.
Он начался долгим «кисляком» (штилем), при котором сине-зелёные водоросли успевают всплыть на поверхность воды, образуя болотную ряску с соответствующим запахом.
В 9 часов задул чисто встречный и очень порывистый ветер, и мой дневной путь по генеральному курсу составил всего 12 км с ночёвкой за посёлком Горноводяное. До дома оставалось более 50 км. И без попутного ветра мне их за один день просто не осилить!
Но уже следующим утром задул попутный северо-восточный ветер. Пусть и не сильный (2-3 м/с), но весь день он не менял направление. Я прикинул свою среднюю скорость и позвонил жене, чтобы сказать, что моё прибытие надо ожидать в 14 часов. Так всё и случилось.
Был воскресный день. Меня, обгоревшего и обросшего, на берегу встречали родные и друзья.
Несколько пояснений. Типичный режим дня: подъём в 3:30; при отсутствии ветра – завтрак остатками ужина, а при наличии ветра – выход на маршрут; остановка на ночёвку в 17-18 часов. При благоприятных условиях время нахождения на маршруте каждый день 12-13 часов.
Сон – в лодке, на которую можно поставить палатку или использовать тент. Если используется палатка и ночью ожидается дождь, то в лодке под палаткой можно накипятить воду для чая и кофе. Варить что-либо тоже можно, но я не пробовал.
В планах было при слабых попутных ветрах нести ещё один парус – спинакер. Получилось только один раз. Рук и зубов для всех верёвок не хватает.
И последнее… Все встречающиеся люди были доброжелательны. А рыбу на уху был готов дать каждый рыбак.
От редакции: По окончании рассказа Аркадий Чичилин признался, что в отличие от нашей городской суеты и, порой, бесцельного существования, во время сплава он всегда ощущает приятную необходимость достижения своей цели.
А еще путешественник добавил, что вполне допускает компанию во время любого другого досуга на воде – будь то рыбалка или просто отдых.
– Но в целенаправленном путешествии у судна может быть только один капитан! – заявил Аркадий Чичилин, который пока все-таки предпочитает сплавляться в одиночестве.
Фото из личного архива Аркадия Чичилина
Путешествовал: Аркадий Чичилин
Записала: Екатерина Герасимова
30.07.2015 10:40
Уже третий раз читаю о ваших путешествиях и просто белым вам завидую, жаль что от Волжского до Саратова подняться так и не получилось! Спасибо!
Да, это не высокие надои, рекордные привесы и 300 центнеров пшеницы с га.
Уважаемый 12ый! А я благодарен судьбе, что она в прошлом году не позволила мне даже с двумя попытками сделать петлю до Саратова. Тогда бы не было бы сегодняшнего сплава и я бы не знал как выглядит Волна в наших ближних верховьях. А там есть на что посмотреть и сравнить с низовьями...
Серожа! Разделяю Ваше мнение, что люди с успехами в надоях и привесах, заслуживают нашего внимания и уважения. Но 300 центнер с га, это уже Вы слишком... Я в молодости работа на комбайне: валил хлеб в валки, а когда он подсыхал - подбирал эти валки. Помнится 40 ц с га, ну 60... Но не 300 же!
Поздравляю!быть на воде это такое удовольствие!!!Вспоминаю свои поездки с отцом по Иртышу,уходили до озера Зайсан и обратно,правда на катере и я была совсем маленькой но все равно помню как было здорово.
В 2007 мне посчастливилось участвовать в небольшом соревновании в нашем яхт-клубе. И не пассажиром, а матросом. Скажу я вам - впечатления непередаваемые!!! Тогда я поняла, почему мой брат "болен" волной, ветром и яхтами. Вам, Аркадий, дальнейших успехов! Это здорово, тем более в-одиночном!!! Удачи!!!
Аркадий, вы брали с собой радиостанцию 2-х метрового диапазона?
Конечно же брал, и конечно же НЕ работал.
Вечерами там не до радиосвязей...
Аркадий Аркадьевич, Вы большой молодец! Прочитали статью с удовольствием. Вся кафедра Вами гордиться!!
Добавление новых комментариев заблокировано в связи с истечением времени.
Лучший комментарий дня:
+51 Автор: юрий т.
А у меня есть комментарий!
Хочу обнародования фам ...
Худший комментарий дня:
-17 Автор: Анон.
Пока ты на своей ласточке доехал до места назначен ...
$ 99.61
€ 103.94