На сентябрьские выходные мы решили устроить себе небольшое путешествие в соседнюю область, чтобы посетить уникальный музей «Легенды СССР» в Каменск-Шахтинском. Из Волжского до него – около 400 километров по «ростовской трассе» М4-Дон. Дорога до нашей конечной точки назначения заняла примерно 5 часов с небольшой остановкой, чтобы устроить «пикник на обочине». О музее узнали случайно, но, посмотрев официальный сайт и вспомнив о своей периодической ностальгии по советскому детству, решили: «Едем!».
Музей «Легенды СССР» входит в целый комплекс с одноименным названием (отель и кафе), и даже расположен на улице с «тематическим» названием – улице Героев-Пионеров. В нем собрано 3 тысячи экспонатов, на поиск и реставрацию которых ушло 2 года. Открытие состоялось не так давно, в июне 2016 года. Создатель музея – местный предприниматель Владимир Бесчетный.
К субботнему полудню у входа в музей оказалось сразу несколько экскурсионных автобусов – советская эпоха и ностальгия по ней, по-видимому, не теряют своей популярности.
Цена билета в музей составляет 200 рублей для взрослого и 100 рублей для ребенка до 14 лет. Дети до 7 лет могут «окунуться» в неизвестную эпоху и осмотреть музейный фонд абсолютно бесплатно.
Можно примкнуть к группе, а затем побродить самостоятельно – все равно, экскурсовод проводит по музею очень быстро и рассказывает достаточно поверхностно. Справедливости ради: многим юным посетителям и этого много: зайдя в музей, школьники сразу же начинают «селфиться», и слушают про времена СССР вполуха.
Начать знакомство с «легендами» СССР можно еще даже не заходя в музей. На его прилегающей территории расположено несколько арт-объектов и инсталляций, которые точно привлекут внимание как детей, так и взрослых. Это, своего рода, музей под открытым небом:
Одна из интерсных экспозиций – так называемый «горбатый запорожец», утопающий в зелени и больше напоминающий автомобиль из солнечной Италии, нежели из родной страны времен «совка».
Тут же можно сфотографироваться у российского триколора в форме звезды «Я патриот» (а вот он многим школьникам, между прочим, очень нравится!).
С обратной стороны здания музея можно увидеть «моргуновку» – инвалидную автоколяску, на которой знаменитый актер Евгений Моргунов рассекал в не менее знаменитом советском фильме.
Светофорная инсталляция – «регулировщиков» такого типа можно было встретить на советских перекрестках и в фильмах того времени.
Такие остановки с символикой серпа и молота создатели музея ассоциируют с временами СССР. В целом, уже один фасад музея уже привлекает внимание и заставляет подойти поближе, чтобы приглядеться к советским лозунгам, агиткам и клише.
Также у входа в музей можно выпить «газводички» из автомата – всего за 3 копейки. Чтобы мысленно вернуться на три десятилетия назад и «прочувствовать момент», не так уж важно, что предварительно придется отдать 20 рублей кассиру музея и получить жетон (реальные 3 копейки советского времени). Крем-сода, ситро или без сиропа – ежедневный выбор прохладительных напитков, знакомый каждому советскому гражданину. Бывалые советские граждане уверяют, что вкус «не тот, что раньше», но для погружения в атмосферу СССР и утоления жажды – вполне годится.
Второй блок раритетного музея – это зал в подвальном помещении, где представлены предметы быта не только обычных советских сограждан, но и высокопоставленных работников номенклатуры. Здесь всего несколько авто, основной фонд представлен выше – на первом этаже.
Вход в музей встречает яркими лозунгами и стандартным набором советских «крылатых фраз», которые знакомы любому рожденному в СССР.
Первым делом, удивило, что нынешним посетителям музеям нужны пояснительные надписи под бюстом Ленина – кто был таков и что выдающегося сделал для истории.
Здесь можно увидеть кабинет номенклатурного работника советского времени, мебелированный под стать моде полувековой давности.
Мужчин порадуют раритетные модели фотоаппаратов, телевизоров, пылесосов, холодильников и прочей техники советского времени.
К слову, о советских холодильниках: один из немногих запомнившихся рассказов экскурсовода как раз был о том, что отпирались они только снаружи, а дети, спрятавшись в них во время игры, уже не могли выбраться, и часто замерзали насмерть. То ли байки, то ли реальные случаи – теперь уже сказать сложно. Но, учитывая привычку советских инженеров и конструкторов с одной стороны, делать все «на совесть», а с другой – мягко говоря, не всегда продумывать до мелочей, выглядят все эти рассказы вполне реально.
Тут же представлены первые советские детские коляски, которые поначалу были роскошью и покупались далеко не каждой «ячейкой общества».
Присматриваться к экспонатам и разглядывать их, вспоминая о своей молодости, юности или детстве можно долго – за стеклянными витринами действительно есть, на что посмотреть. Это и знаменитый «Тройной одеколон» или «Красная Москва», советские купюры и мелочь «в россыпь», курительные и бритвенные принадлежности и даже массажеры для лица советских красавиц (!).
Ценителям точно приглянутся коллекции книг, марок, первые советские проигрыватели, печатные машинки и даже синематограф.
И третий, самый «эффектный» зал, ради которого все едут в музей «Легенды СССР» – конечно же, представлен раритетными авто советской эпохи. Среди них, например, поистине легендарная «Чайка» и «Победа», а также советский «Лимузин», экспортные «Москвичи» и уникальные малолитражки.
Чуть подробнее о каждом из них – они, на самом деле, заслуживают внимания, и будут интересны не только «заядлым» автомобилистам. Кстати, 30 экспонатов советских авто искали по всей стране, а реставрировали в цехах местного завода на протяжении двух лет.
Так, авто № 1, лимузин «ЗИЛ-41045» – «шедевр советского автомобилестроения». Именно на таком ездила первая леди СССР Раиса Горбачева, хотя и не любила «ЗИЛы», предпочитая им в глубине души красавицы-«Чайки». Зато такой авто был оборудован бронекапсулой и считался чуть ли не самым безопасным в мире – за его технологиями долго охотились иностранцы. Конструкторские решения ЗИЛа были строго засекречены, а сами машины уничтожались после пробега более 100 тысяч километров.
«Чайка» – советский авто представительского класса, никогда не был товаром народного потребления и потому не имел цены. На «бесценном» железном коне ездила высшая номенклатура (министры, первые секретари обкомов).
«Газ-А» с открытым кузовом типа фаэтон – первая советская «легковушка» конвейерной сборки, по прототипу Форда.
«ГАЗ 11-73» – авто, который советские граждане боялись увидеть у себя под окнами двора. На таком «Черном воронке» передвигались сотрудники НКВД, а также патрули и милиция.
Легендарная советская «Победа», выпускавшаяся серийно – всего было произведено 236 тысяч таких авто.
Еще один, не менее легендарный авто – советская малолитражка «ЗАЗ-965», знакомая по фильмам «Королева бензоколонки» и «Три плюс два». В народе – «Жужик», «ЗАЗик и «Запор».
Та же двухместная инвалидная автоколяска «моргуновка», что и на улице, но наполированная и в зале. Это первый авто, который в СССР стали выдавать бесплатно, но после двух лет эксплуатации он подлежал утилизации. Именно этот экземпляр был найден для музея в одном из сел Ростовской области.
«Москвич-407» - топовый авто, уходивший на экспорт не только в соцстраны, но и в Скандинавию. Причем, экспортные машины обязательно были «двухцветками».
В общем и целом, мы получили море положительных впечатлений, учитывая, что по пути посмотрели немало других достопримечательностей: каньон Долгий, Белую Калитву, а также знаменитый парк Лога. Кстати, о последнем из мест пойдет речь в одной из следующих статей на сайте.
Екатерина Герасимова
28.09.2017 16:16
Круто! реально круто! а ведь у нас по сути можно в городе такой музей сделать. ведь фонды краеведческого музея (МБУ "ВМВК") по сути чуть более чем полностью и состоят из кусочков быта общества "Первой в мире страны социализма", но.. в музеи нужно вкладываться, а у нас без нужной мебели, интерьеров, закупки редких и масштабных вещей, расширения и ремонта хранилища получается как-то не слишком презентабельно. если будет такой музей, как показан, то не нужно ввозить ни бабочек, ни динозавров ни непонятные рисунки.
немного похожи на этот музей по исполнению и по подаче два места в ВМВК- зал ГЭС на Фонтанной и "Музей памяти солдат..." на Сталинградской 1.
а то получается у нас в ВМВК свыше 50 тыс. предметов, а выставить то их негде... банально мебели нет.
М-4 «Дон» — автомобильная дорога федерального значения Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск. А трасса "Волгоград - Каменск-Шахтинский" это М-21 (или А-260).
Очень-очень круто!!!
Нечто подобное существует в Подмосковье, но там больше упор сделан на технику (гражданскую и военную). Предметы быта немногочисленны и выступают исключительно для создания антуража.
Примечательно, что и здесь и там все сделано по инициативе некоего предпринимателя-мецената.
Опять-таки, подобные экспозиции - товар штучный, хотя в масштабах страны экспонатов ушедшей эпохи еще миллионы.
Да, всегда волнительны подобные прикосновения к живой истории.. Организаторам музея и автору статьи глубочайшее уважение...
Интересная статья и музей замечательный. Только на последнем фото изображена "Волга" ГАЗ 21, а не "Москвич" 407!
Добавление новых комментариев заблокировано в связи с истечением времени.
Лучший комментарий дня:
+51 Автор: юрий т.
А у меня есть комментарий!
Хочу обнародования фам ...
Худший комментарий дня:
-17 Автор: Анон.
Пока ты на своей ласточке доехал до места назначен ...
$ 99.61
€ 103.94