В конце января мы отправились в небольшое путешествие к родственникам и друзьям, разбросанным по городам Урала. Помчали на машине, потому что любим быть мобильными и менять планы по ситуации. Так вышло и на этот раз — после 9 часов дороги нас начало укачивать, решили сделать остановку и подвигаться, но в -18 градусов на улице долго находиться невозможно.
В это время мы подъезжали к Тольятти и вспомнили про музей «АвтоВАЗа», о котором были наслышаны, но ни разу не были — выбор был очевиден. Честно признаемся, ярких эмоций от посещения не ожидали, но оказались приятно удивлены.
Свернули с трассы, проехали около получаса и оказались у здания завода, в одном крыле которого и собрали коллекцию машин. Нас встретили советские коридоры из плитки и неприветливая кассирша. Но цены оказались вполне «демократическими»: взрослый 250 рублей, студенты и дети с 7 до 18 лет — 150 рублей. Здесь же можно выбрать сувениры: магниты, брелоки, ручки, кружки.
Музей состоит из двух залов: в первом можно увидеть реально существовавшие машины с интересной судьбой и исторические документы, во втором — юбилейные, демонстрационные, спортивные. Встречает гостей «ВАЗ-2101», в народе именуемый «копейкой» и собранный в 1970 году. Это был первый автомобиль, проданный через торговую сеть. Конкретно у этого образца был всего один владелец, который через 19 лет подарил машину заводу, а взамен получил новую. С 1970 по 1988 годы выпустили 4,8 миллиона таким автомобилей.
Рядом стоит «Fiat 124», ставший прототипом «ВАЗ-2101» по соглашению с итальянской компанией. Согласно информации на табличке, этот экземпляр находится в частной коллекции и экспонируется в музее временно.
Необычно смотрится «99-ая», выпущенная в 1991 году к 25-летию завода. На её кузове разместили 110 тысяч фамилий сотрудников предприятия.
Есть здесь и «тройка», ставшая миллионным автомобилем, сошедшим с конвейера. Её отправляли даже на экспорт: для этого даже выпускали праворульные образцы. Для разбирающихся в машинах интересным будет первый «ВАЗ-21059» с роторно- поршневым двигателем. У него двухсекционный двигатель, два топливных бака, два аккумулятора, полная шумоизоляция, дублированная система зажигания, 4-камерный карбюратор, топливный насос «Mazda» и многое другое.
Напротив стоит «Нива», поставившая в 1999 году рекорд восхождения в горы, — на Тибетском плато в Гималаях она поднялась на высоту в 5726 метров над уровнем моря. Здесь же «Kalina Sport», на которой 27-30 августа 2010 года на тот момент председатель правительства РФ Владимир Путин проехал около 200 км по трассе «Чита-Хабаровск». Он даже оставил автограф на капоте, который, правда, почти стёрся.
Бросается в глаза «копейка» со множеством наклеек с флагами. Оказывается, на ней совершили кругосветное путешествие Филип Фогел и Петр Явурек из чешского города Честице. Поездка стартовала весной 2017 года, и за 10 месяцев машина проехала 50 тысяч километров, пересекла 26 границ и побывала на четырех материках.
Также в зале стоят первый миллионный автомобиль, 2-миллионная «Нива», образцы двигателей в разрезе и коробки передач, полученные подарки, все варианты эмблем и обозначений на машины, памятные знаки «Рубиновая звезда», полученные заводом в 1975, 1980, 1985 годы за эффективность и качество.
Затем через небольшой коридор мы попали во второй зал. Здесь можно увидеть самые первые «Жигули», сохранившиеся и восстановленные в 2006 году, ходовой макет «десятки» ручной сборки, который показали в Кремле Президенту РФ Борису Ельцину.
Рядом «Лада Менеджер» — экспериментальный «офис на колесах», пикап, разработан в 1998 году на базе «ВА3-2123», концепты электромобилей «Лада Рикши», электрокар «Гольф». А ещё концепт «Ока-2» из полиэфирной смолы — было даже построено несколько ходовых прототипов, но из-за низкого спроса на машины класса «А» проект остановили.
В глаза бросается несколько особенно ярких моделей. Электромобиль «Lada Рапан» в биостиле разработали в 1998 году. Название означает один из видов морских ракушек. По задумке, машина имеет трубчатый стальной каркас и стеклопластиковый кузов, а двери открываются против хода. При этом передние сиденья должны вращаться, а задние сдвигаться. Увы, но пока нет даже планов о постановке её на производство.
«Lada Peter Turbo» — ещё одна футуристическая модель, которую показывали в 2000 году на автосалонах в Москве и Париже. В описании говорится, что у лифтбека просторный салон, а обтекаемая форма должна свидетельствовать о спортивном характере автомобиля. Из особенностей — интегрированные в кузов зеркала, регулируемые по высоте педали, вогнутая в центре крыша, шарнирная петля водительской двери. Сиденья при этом якобы будут адаптировать форму к фигуре человека при помощи давления жидкости или пневматической системы. Цвет машины называется «сиреневый закат».
Стоит здесь и «Lada Revolution» (синяя), ставшая первым представителем серии и представленная в 2003 году на автосалонах в Москве и Франкфурте. До 100 км/ч она разгоняется за 6,5 секунд, а максимальная скорость спортпрототипа достигает 260 км/ч. В 2005 году на гонках в Литве такая машина одержала победу в своем классе и заняла 2-е место в абсолютном зачете. Напротив — полноразмерный демонстрационный макет купе «Lada Revolution-3» 2008 года.
Здесь же можно увидеть кольцевой болид «Lada Granta», макет болида с дизайном по мотивам «Нивы», раллийные «Lada Niva»
и «Lada Samara T3», концептуальный трехдверный хэтчбек «Lada C Concept» 2007 года, предфинальный седан «ВАЗ-2116» 2007 года, демонстрационный макет кроссовера «Lada C-Cross» 2008 года и многое другое.
В итоге в музее мы провели 1,5 часа, а после отправились дальше — в Екатеринбург.
14.03.2025 13:44
Посетите еще музей АвтоГаза в Нижнем Новгороде. Там недавно прошел ремонт, очень интересно!
Лучший комментарий дня:
+15 Автор: курс доллара.
Только отстрел диких собак исправит ситуацию. ...
Худший комментарий дня:
-22 Автор: Закон.
А куда ставить? Раз такая умная, купи мне пер ...
$ 85.57
€ 93.61