Если экономика восстановится, а бюджетный стимул даст толчок сдержанному спросу, может внезапно возникнуть значительное количество банковских кредитов за счет резервных средств. После этого ускорится рост цен, а Европейский центральный банк будет иметь трудности в воздержании этого процесса без имеющихся инфляционных тормозов. Как будет развиваться ситуация в ближайшем будущем новости финансов покажут.
Рост риска возврата инфляции в США и Европу начинает порождать дебаты среди экономистов. Одним из ключевых источников опасений относительно инфляции ожидания вспышки сдержанного спроса на волне потребления, вскоре после преодоления пандемии COVID-19 благодаря вакцинации. К тому же нынешние беспрецедентно масштабные программы государственного финансирования будут мощным эффектом умножения инфляции.
Но международные обсуждения были удивительно сосредоточены на США. Мало кто в настоящее время рассматривал конкретные инфляционные угрозы, подстерегающие еврозону, где резервные средства в течение последних лет выросли до уровня, превышающего США относительно годового объема производства.
В январе 2021 этот коэффициент, известный в экономике как коэффициент привлечения наличных, составил 43% в еврозоне, что почти вдвое больше 24%, зафиксированных в США. По сравнению с этим в начале мирового финансового кризиса 2008 года показатели были почти идентичными - 12% и 11% соответственно.
С тех пор денежная база в еврозоне выросла почти в 3,5 раза относительно уровня, который был достаточным для трансакционных целей; в США она выросла вдвое по сравнению с предыдущим уровнем. Соответственно общая денежная база центрального банка в сумме 5 трлн евро ($ 5900000000000) была зафиксирована Европейским центральным банком в январе, почти три четверти (72%), или 3600000000000 евро, что просто представляет избыток денег и в действительности не является необходимым для трансакций.
Сейчас этот денежный избыток не может вызвать инфляцию, поскольку кратко- и долгосрочные процентные ставки почти равны нулю, и экономика в настоящее время находится в ликвидной ловушке. Действительно, эти избыточные средства преимущественно накапливаются банками, без циркуляции в экономике в целом.
Эта ситуация архетипна, на которую годами указывали кейнсианцы как на доказательство неэффективности денежного стимула. Ее уместно описывает известная метафора, сравнивая кредитно-денежную политику со струной: ее можно тянуть, но не толкать, и только при условии, что она крепко держится. С этой позиции избыток средств не представляет угрозы.
Но это правильно, если совокупный спрос увеличится после пандемии и его будут стимулировать огромные пакеты бюджетных расходов, в таком случае «струну» стоит оттянуть для увеличения процентных ставок и сдерживания инвестиционных приобретений оборудования и строительных материалов. Но подобная реакция вряд ли будет иметь успех в еврозоне, ведь Евросистема будет вынуждена отменить многие закупки активов, выходящих за пределы денежной базы.
С начала финансового кризиса 2008 года по январь этого года покупка чистых активов ЕЦБ и национальными центральными банками в составе евросистемы достигла 3800000000000 евро. Львиная доля из этой суммы, около 3 трлн евро, представлена ценными бумагами, выпущенными государственными и полугосударственными учреждениями.
Политическое противостояние при любой отмене этих приобретеных активов является на данный момент таким мощным, что последнее в ближайшем будущем кажется невозможным. Действительно, любые продажи такого характера могут разрушить рыночную стоимость этих активов, заставит банки при наличии подобных активов учитывать огромные амортизационные потери. Если это закрытие позиций произойдет, пузырьки, созданные политикой нулевой процентной ставки ЕЦБ (на которые сегодня приходится большая доля собственного капитала банков), лопнут и повлекут волну банкротств.
Более того, средиземноморские страны - члены Европейского Союза, долг которых достиг непомерных размеров, столкнутся с огромными трудностями в принятии новых долгов и переводе своих действительных обязательств. С этой позиции евросистеме хватит реальных инфляционных тормозов, когда возникнет такой вопрос.
Некоторые экономисты противодействуют страху перед инфляцией, указывая на то, что средства центрального банка менее важными, чем средства коммерческих банков. Действительно, они отмечают, что эмпирическая корреляция между инфляцией и денежной массой распространяется исключительно на высокие денежные агрегаты от M1 до M3, охватывающих, помимо прочего, наличные и безналичные средства, а также другие классы ликвидных активов. Поскольку временная траектория этих денежных агрегатов росла умеренными темпами с начала финансового кризиса 2008 года (возможно, за исключением последних нескольких месяцев), риск инфляции допустимо считать отсутствующим.
Но этот вывод может быть преждевременным. Банки требуют резервных средств для производства и займов созданной ими наличных. Потенциально новая наличность с большой вероятностью умножит избыток резервных средств, завися от минимальных обязательных резервов и доли оттока наличности. Огромные запасы резервных средств, содержащихся на счетах центральных банков, даже не покрываются денежными агрегатами от M1 до M3. В связи с этим указанные совокупности скрывают реальный риск инфляции .
Если экономика восстановится, а бюджетный стимул даст толчок сдержанному спросу, может внезапно возникнуть значительное количество банковских кредитов за счет резервных средств. В таком случае ускорится рост цен, а у ЕЦБ будут проблемы с их воздержанием без имеющихся инфляционных тормозов.
www.volzsky.ru
Среда, 02 июня 2021 15:02:48
Лучший комментарий дня:
+21 Автор: Витальсон.
Что еще раз доказывает — сколько бы «удобных» регу ...
Худший комментарий дня:
-19 Автор: Дауж.
водЯтлы такие водЯтлы - жизненный бумеранг никто н ...
$ 102.58
€ 107.43