Неделю назад на сайте администрации Волжского был опубликован проект городского бюджета на 2018 и плановый период 2019 и 2020 года. Параллельно документ начали официально обсуждать на профильной думской комиссии.
Волжский.ру решил разобраться в ключевых вопросах главного финансового документа города на 2018 год – пока он еще окончательно не принят гордумой в 3-х чтениях.
Согласно проекту бюджета, доходы города в следующем году составят 4 миллиарда 205 миллионов рублей – это примерно на полмиллиарда рублей больше, чем в нынешнем году. Из них 2,3 миллиарда – собственные средства и около 1,9 миллиарда рублей – безвозмездные поступления. При этом, бюджет Волжского в 2018 году останется бездефицитным.
Основными источниками доходов бюджета, по-прежнему, будут НДФЛ (1,3 миллиарда рублей), ЕНВД (150 миллионов рублей), арендные (205 миллионов рублей) и земельные (180 миллионов рублей) платежи.
Однако, объем неналоговых доходов, увы, в целом, продолжит снижаться и составит 485 миллионов рублей (86% к оценке 2017 года) – финансисты объясняют эту тенденцию новой кадастровой оценкой земли. Напомним, в то же время в следующем году город планирует сдать в аренду новые, довольно большие площади – например, здание «Центрального рынка». Вместе с тем, план по приватизации – неликвидного, в своей массе, – муниципального имущества на 2018 год составит 86,5 миллиона рублей.
Финансирование по основным статьям расходов бюджета в 2018 году распределится так: общегосударственные вопросы – 530 миллионов рублей, национальная безопасность – 22 миллиона рублей, национальная экономика – 461 миллион рублей, ЖКХ – 424 миллиона рублей, охрана окружающей среды – 9 миллионов рублей, образование – 2,2 миллиарда рублей, культура – 176 миллионов рублей, социальная политика – 130 миллионов рублей, здравоохранение – 40,5 тысяч рублей, физкультура и спорт – 105 миллионов рублей, СМИ – 14 миллионов рублей, обслуживание муниципального долга – 147 миллионов рублей.
Для сравнения: в 2017 году многие из статей бюджета оказались скромнее (при общем объеме расходов города примерно на полмиллиарда рублей меньше – 3,7 миллиарда): общегосударственные вопросы – 545,7 миллионов рублей, национальная безопасность – 19,7 миллиона рублей, национальная экономика – 396,3 миллиона рублей, ЖКХ – 317 миллионов рублей, охрана окружающей среды – 8,8 миллиона рублей, образование – 1,9 миллиарда рублей, культура – 152 миллиона рублей, социальная политика – 142 миллиона рублей, физкультура и спорт – 61,7 миллиона рублей, СМИ – 7,5 миллиона рублей, обслуживание муниципального долга – 227,5 миллиона рублей.
Если посмотреть на бюджет под другим углом, то можно увидеть, что при его верстке преобладает «программный» подход – «львиную долю» составляют расходы на реализацию тех или иных отраслевых программ. Так, в 2018 году будут реализовываться 18 муниципальных программ и 11 ведомственных целевых программ в самых разных сферах. Расходы бюджета на них составят 3,5 миллиарда рублей (83,6%) от общего объема всех расходов.
В то же время, показательны непрограммные расходы – на них город потратит немногим более полумиллиарда рублей. Они пойдут на погашение неоплаченных бюджетных обязательств (70 миллионов рублей), на организацию и проведение выборов (11 миллионов рублей), выплаты социального характера (122 миллиона рублей), субсидии на выполнение муниципальных заданий (21 миллион рублей), на резервный фонд администрации (500 тысяч рублей), а также обеспечение деятельности МКУ «АХС» и МКУ «ЕДДС» (66 миллионов и 13,5 миллиона рублей, соответственно). Также непрограммные средства направят на закупку различных матзапасов в целях гражданской обороны (8 миллионов рублей), на приобретение жилых помещений по решению суда (25 миллионов рублей), на покупку и установку детских и спортплощадок (20 миллионов рублей), на возмещение выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций (122,5 миллиона рублей), на отлов безнадзорных животных и составление списков кандидатов в присяжные заседатели (по 1,4 миллиона рублей), а также на реализацию иных мероприятий в рамках непрограммных расходов (25 миллионов рублей).
В 2018 году город намерен привлекать кредиты от кредитных организаций в объеме не более 3,5 миллиардов рублей и бюджетные кредиты в пределах 230 миллионов рублей.
Предельный объем муниципального долга на 2018 год установлен в размере 1,5 миллиарда рублей, верхний предел на 1 января 2019 года не должен превысить 1,250 миллиарда рублей. Также в 2018-м город планирует погасить облигации на сумму 60 миллионов рублей.
«К 2019 году из долга полностью уйдут ценные бумаги – самые дорогие в обслуживании. При сохраняющейся тенденции к снижению рыночных заимствований, расходы на обслуживание долга у нас будут падать» – финуправление мэрии.
Всего на обслуживание муниципального долга в 2018 году финуправление администрации Волжского заложило 147 миллионов рублей.
«Мы привлекаем бюджетные кредиты и перекредитовываемся. В 2017 году, например, мы вдвое снизим сумму на обслуживание долга – с 225 до 110 миллионов рублей» – финуправление мэрии.
«Проценты, которые город сегодня платит по кредитам, соизмеримы с финансированием целых отраслей. Например, сферы спорта», – Дмитрий Ястребов, председатель Волжской городской думы
Окончательное принятие проекта бюджета на 2018 год традиционно происходит примерно в середине декабря. К тому моменту «страсти по бюджету», из года в год, накаляются до предела. Так, уже сейчас между чиновниками и депутатами в Волжском начались первые «бюджетные разногласия». Они касаются финансирования библиотек, строительства новых поликлиник, дотаций на школьное питание и возвращения некоторых других социальных гарантий.
«По подсчетам работников библиотек, на 2018 год им не хватает 12 миллионов рублей», – Александр Кудрявцев (фракция «КПРФ»).
«Частично мы прислушались к библиотекарям и добавили 800 тысяч рублей на обновление книжного фонда», – Елена Славина, начальник управления культуры администрации Волжского.
«Новая часть города развивается «10-этажными домами». Поликлиника № 5 захлебывается, хотя сами врачи работают замечательно. Пора начинать строить новую поликлинику», – Юрий Щевелев, фракция «КПРФ».
«На площади Труда земельный участок тоже много лет «держится» под детскую поликлинику. Но уже не одно поколение выросло на поликлинике, которая находится в подвале и не соответствует современным требованиям», – Андрей Соколов, фракция «ЛДПР».
«Цена «возвращения» молочных кухонь – 10 миллионов рублей. Негоже городу в 320 тысяч населения быть без молочных кухонь», – Александр Кудрявцев, фракция «КПРФ».
«Все Ваши пожелания хорошие. Но полномочия в сфере здравоохранения несвойственны городу – это уровень области», – Екатерина Иванченко, начальник управления экономики администрации Волжского.
«Надо попросить ОблДуму добавить 10 рублей на школьное питание: чтобы родители и область оплачивали обеды школьников «50 на 50», – Андрей Соколов, фракция «ЛДПР».
«Единая Россия» подумает над вашим вопросом», – Евгений Пыльнев, фракция «Единая Россия».
Предложения и рекомендации по проекту бюджета на 2018 год принимаются до 30 ноября в письменном виде начальником управления по организационной и кадровой работе Романом Еретенко (проспект Ленина, 21, каб. 56). А сами публичные слушания состоятся 8 декабря в 18:00 в большом зале администрации города (проспект Ленина, 21). Регистрация участников начнется за полчаса при наличии паспорта.