Сначала несколько скупых хронологических дат далекого 1950 года.
31 августа. Опубликовано постановление Совета Министров СССР о строительстве севернее города-героя Волгограда крупной гидроэлектростанции. Этим же постановле нием была создана и строительная организация, призванная осуществить в короткие сроки грандиозный замысел по дальнейшему нара щиванию энергетических мощностей нашей Родины.
7 сентября. На левый берег Волги прибыла первая группа строительных рабочих и начала готовить площадку для Деревянного городка.
13 октября. На стройку прибыл первый земснаряд.
13 Октября. Два мощных бульдозера приступили к земляным работам на будущих магистралях города.
20 ноября. В палаточном городке строителей вспыхнули первые электрические лампочки.
Так начиналась великая битва за покорение могучей русской реки. Пройдет десять напряженных, полных славными трудовыми свершениями лет, прежде чем вступит в эксплуата цию — в декабре 1960 года — последний агрегат гидроэлектростанции. Теперь, когда ГЭС работает на полную мощность, нам трудно бывает представить размах строительных работ, почти одновременно развернувшихся на левом и правом берегах Волги, на ее островах, в самом русле реки.
Многочисленные туристы, любуясь сегодня четкостью линий фасада главного здания ГЭС, и не подозревают, что основание его котлована покоится на 35 метров ниже уровня реки. А само здание ГЭС! Длина его — свыше 700 метров, ширина — 90, высота — 70 метров. По своему объему оно равно объему высотного здания Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова на Ленинских горах. Почти на 5 километров растянулись величественные гидротехнические сооружения ГЭС. Водосливная плотина имеет 26 пролетов по 20 метров каждый. Длина всего водослива — 724 метра. Через плотину во время весеннего паводка проходит до двух миллиардов кубометров воды в сутки. По мостовому переходу плотины проложены аз-томагистраль шириной 12 метров и две линии железной дороги. Все здесь отличается грандиозностью и монументальностью
Два судоходных шлюза — крупнейшие в стране. В их сооружения было уложено бетона значительно больше, чем во все 13 шлюзов Волго-Донского судоходного канала имени В. И. Ленина. Шлюзы имеют по одному гидроагрегату, мощностью одиннадцать тысяч киловатт каждый. Между шлюзами и коренным левым берегом намыта земляная плотина.
Проектная мощность гидроузла—2 миллиона 563 тысячи киловатт. По тем временам это была самая мощная в мире гидроэлектростанция.
Мощность каждого из 22 агрегатов — 115 тысяч киловатт. Гидротурбины вертикаль ные, поворотно-лопастые. Они изготовлены Ленинградским металлическим заводом, а гидрогенераторы — ленинградским заводом «Электросила».
Но прежде чем все это стало сегодняшней явью, сорокатысячному коллективу гидро-строевцев пришлось проделать титанический труд: вынуть и переместить 140 миллионов кубометров земли. Подумать только: 140 миллионов кубов — это же целые горы! Пришлось уложить в сооружения 5,5 миллиона кубометров бетона и железобетона, смонтировать 87 тысяч тонн металлоконструкций, машин, различного оборудования и механизмоа.
Такие объемы работ стали по плечу строителям лишь после того, как был создан мощный надежный тыл: подвесная канатная дорога через Волгу, бетонные и арматурно-сва-рочный заводы, бетоновозная эстакада, заводы плитоболочек, керамзитовый и другие предприятия строительной индустрии.
Около ста пятидесяти километров железнодорожных путей было проложено на территории строительства, введено в эксплуатацию десять железнодорожных станций. Гидрострой располагал своим речным флотом, который насчитывал сорок судов, барж и катеров различного типа. Свыше двух тысяч мощных грузовых автомобилей были собственно стью гидростроевского автопарка. На строительстве были сосредоточены сотни земснарядов, экскаваторов, портальных кранов, бульдозеров, других механизмов. Благодаря этой могучей технике все основные земляные и строительные работы были механизированы. Обеспечение крепкого строительного тыла потребовало, естественно, немало времени, больших усилий и материальных средств, но это полностью оправдало себя, явилось залогом досрочного завершения основных работ. Комплекс сооружений и по своим объемам, и по техническим решениям, и по методам возведения был уникальным. Партийная организация Гидростроя (секретарь парткома Гидростроя М. И. Вязовиков) правильно и своевременно определяла главные для тоге или иного тактического момента направления строительства, концентрировала на них людские и материальные ресурсы, умело расставляла кадры.
На строительстве ГЭС, как и в свое время на сооружении Волго-Донского судоходного канала, один за другим мощными волнами накатывались периоды «большой земли», «большого бетона», «большого монтажа». Правда, на Гидрострое у этих этапных периодов были более сжатые сроки, они вплотную примыкали друг к другу. Да и объемы работ не шли ни в какое сравнение.
Перед тем, как сосредоточить всю технику и ударные силы на главном направлении строительства, гидростроевцам предстояло выполнить на островах Зеленом и Песчаном, а также на реке Ахтубе ряд крупных вспомогательных и подготовительных работ.
Что надо было сделать? Во-первых, создать условия для производства работ в створе самой Волги, где должны были строиться основные сооружения ГЭС. А для этого требовалось перекрыть старое русло истока волжского рукава Ахтубы, отвести ее воды по другому руслу. Во-вторых, на месте Песчаного острова вырыть котлованы под здание ГЭС и водосливную плотину.
Лучший комментарий дня:
+22 Автор: Александер.
Интересно а почему на более мощные решили не подни ...
Худший комментарий дня:
-6 Автор: Макарыч.
Наивный. потому что сейчас большая часть автомоби ...
$ 100.68
€ 106.08
$ 102.58
€ 107.43