Не торопитесь, уважаемые, крутить пальцем у виска. И вообще, сограждан пора бы уже переубедить. «Конь педальный» - это вовсе не обидное прозвище, получившее широкое распространение с легкой руки тех, кто обдумывает любое словосочетание «в силу своей испорченности». Если следовать прямой лексической логике, то это скорее вид транспорта. Очень демократический. Очень полезный. И очень жаль, что у нас, в отличии от остального мира, совсем не распространенный.
И это при том, что все мы без исключения хотим жить также, как и все «белые люди»! С завистью глядим на заокеанский уклад жизни и грезим иностранным гражданством. Но при этом, что удивительно, ничто «полезное-закордонное» перенимать для адаптации на месте не хотим. Скажем то же увлечение благополучных европейцев велосипедной ездой! Нам это не то что чуждо, нам это кажется чудачеством. Мягко говоря...
Для начала давайте разберемся. С конями, лошадиными силами, лексикологией и обоснованностью имеющихся метафор... Автолюбители ласково называют свои транспортные средства «железными конями». И это словосочетание почему-то уже не представляется кому бы то ни было оскорбительным. А на человека, который на «железном коне с педальной тягой» предпочитает накручивать километры, показывают пальцем и крутят у виска ... И называют ..., правильно, «конем педальным». Тем более, если он вышел из детского возраста и таким образом, скажем, добирается на работу.
Так вот про коней, значит... Это животное красивое и благородное. И коли уж приспичило заниматься сочинением метафор, то давайте не искажать представления о предмете. Вот у меня лично язык не поворачивается назвать машину романтично «железным конем». Потому что машина — это дорогостоящий кусок металла, который загозовывает окружающую среду, поливает отработанным маслом асфальт и является причиной ДТП и черной зависти завистливых соседей. К тому же для пролетариев автомобиль по-прежнему роскошь, а никак не средство передвижения. Так что если и «обзывать» кого-то «конем педальным», вкладывая в это словосочетание ставший привычным оскорбительный смысл, то лучше уж тех, кто на своих машинах выжимает педаль газа и мчит как бешеный, чихая на знаки дорожного движения.
А вот велосипед — это не роскошь, а именно средство для передвижение. По своей сути истинно народное, но так им и не ставшее. Странно. Вроде всем по карману и всем рекомендуется! Для поддержания физических сил, ведения здорового образа жизни, безопасности на дорогах и экологически благоприятной обстановки. Но до народа мысли о полезности не доходят. А государственные мужи думы думая о том, как понятие «транспорт» увязать с каким-нибудь позитивным моментом максимум до чего додумались, так это до поддержки отечественного автопрома. В свое время первый вице-премьер Борис Немцов предложил чиновникам пересесть с немецкий образцов на наши «Волги». Ну хотя бы так. Уж хоть что-нибудь хорошее в автомобильной тематике — патриотизм, рабочие места, налоги... Но и того не случилось. Те, кто правят балом и заказывают музыку, по-прежнему, разьезжают на «мерседесах» и раздражают народ огроменной социальной пропастью между бедными и богатыми.
Так что светлая идея пересесть на велосипед всем чиновникам и олигархам — это еще и отличная возможность переизбираемым должностным лицам заработать у избирателей политические очки, а толстосумам позволит влюбить в себя пролетарские слои населения. Это уж если говорить о меркантильных интересах и не думать о прямых преимуществах велосипедной езды. Таких как здоровье, безопасность, экология, экономия... На Западе, кстати, именно об этом думать не перестают. В Копенгагене, к стене здания Министерства климата и энергетики прикручена табличка, извещающая о том, что «это место для личного велосипеда министра». Кто-то скажет, что, мол, глава этого ведомства «показуху» устроил — министерство климата возглавляет, вот и пускает пыль в глаза. Даже если и так. Мы рады будем, если российские чиновники на велосипеды пересядут и будут нам таким образом «пыль в глаза пускать». Но в том то и дело, что в европейских «велосипедных» державах, таких как Норвегия, Дания, Финляндия, это отнюдь не преследование приземленных целей, а норма. Привычка! Здесь даже мэры или губернаторы не считают зазорным к мэрии на велосипеде подьехать. А кто не слышал про Китай или Индию. Там велосипеды модифицированы и служат не просто транспортом, а … общественным транспортом. Потому-то китайцы и впереди планеты всей. Сил физических у них в избытке, хватает и демографический план поддерживать, и добросовестно работать во имя экономической мощи своей страны.
Впрочем, в симпатиях к велосипеду замечены не только иностранные чиновники, но и простой люд. В датской столице, например, — 40 процентов транспорта на двух колесах. Под излюбленный народный способ преодолевать расстояния создана могучая инфраструктура: сеть парковок, велосипедных дорожек (сюда ни автомобилям, ни пешеходам, не велено ступать) и даже велосипедных светофоров. Живут же люди — умеют!
А в Финляндии, заботливые к своему народу (к поддержанию здорового духа в горячих финских телах) власти и вовсе дальше пошли. Здесь начали было велосипеды бесплатно всем желающим в аренду отдавать. Правда программа на время заглохла. Нет не потому, что фины «тырили» казенное имущество. Не угадали. У них менталитет другой. Просто граждане страны Суоми не всегда их возвращали «на базу», оставляя где-нибудь в парках или у магазинов. Впрочем, хоть и приостановлен «народный проект», но суть-то там нам всем понятна. Повторюсь, живут же люди — умеют!
А у нас... Какие там дорожки или парковочные места для велосипедного транспорта?! Годам к 14-ти у 99 процентов россиян любовь к велосипеду почему-то напрочь пропадает. В деревнях ситуация чуть лучше. И то, возможно, потому, что отсутсвуют для автомобилей дороги. А на велосипедах по грязи как никак лучше, чем в галошах «чавкать»...
Короче. «Что делать?» - спросил классик еще в те времена, когда автомобилей не было в помине, а люди побогаче передвигались на конях. Но не железных, а настоящих. Конечно же надо начинать не с велосипедных дорожек. Будет на них спрос, тогда и начнем строить. Надо начинать с «велосипедизации» населения страны, где автомобили делать не умеют, а самые надежные иномарки в хлам убивают наши дороги. А там где дороги не при чем - убивают уже лихие дураки, которые плевать хотели на правила ДД. Так вот в этой самой стране нужна пропаганда умного, полезного, безопасного и экологического транспорта.
У автора этих строк красный «Стэлс», рама — карбон, коробка передач, семь скоростей... На нем и колесю по редакционным заданиям. И не раз «нарывался» на комплимент: бывшего мэра, нынешнего спикера, депутата Госдумы, председателя городского комитета по спорту. Другое дело, что пример подаю хоть и правильный, но в плане масштабности или, лучше сказать, территориального обхвата - совсем не заразительный. Так что серьезные надежды в этом плане возлагаю на мэра Волжского. Марина Афанасьева, в прошлом, сама спортсменка и, думается, против пропаганды «велосипедизации» зеленого города возражать не будет. И, кстати, Марина Робертовна, примите первую конкретную просьбу: оборудуйте на подступах к мэрии, пожалуйста, велосипедную парковку. В администрацию города ваш покорный слуга приходит по редакционным заданиям едва ли не ежедневно. А так, буду приезжать!
Константин КАРАПЕТЯН
Опубликовано 02.07.2011г.
Лучший комментарий дня:
+22 Автор: Александер.
Интересно а почему на более мощные решили не подни ...
Худший комментарий дня:
-6 Автор: Макарыч.
Наивный. потому что сейчас большая часть автомоби ...
$ 100.68
€ 106.08
$ 102.58
€ 107.43