С июня 2009 года Агентство маркетинговых коммуникаций «Вьюпоинт» (АМК «Вьюпоинт») приступило к реализации проекта «Мониторинг социального самочувствия жителей Волжского». Цель проекта – сбор, анализ и свободное, систематическое распространение информации о состоянии общественных настроений в городе Волжском.
Социальные настроения являются важнейшим регулятором и индикатором индивидуального и коллективного поведения, наблюдение за их состоянием позволяет не только лучше понять, чем определяется отношение людей к жизни сейчас, но и в определенной степени сформулировать прогноз, каким может быть поведение населения в ближайшее время.
Кризис оказал и продолжает оказывать негативное влияние в первую очередь на материальное положение населения. Негативно оценивает уровень своего материального благосостояния 29,0% жителей Волжского (25,4% респондентов описали его как «плохое»; 3,6% - как «очень плохое»). Обращает на себя внимание значительное (58,6%) число неопределенных оценок («среднее материальное положение семьи»). Это может свидетельствовать о происходящей корректировке населением своего экономического (потребительского) поведения с целью определения рационального (оптимального) выбора в сложившейся ситуации. Поскольку неясно, в каком направлении, и какими темпами будет развиваться ситуация в экономике, людям весьма сложно оценивать и прогнозировать экономическое состояние домохозяйств. Соответственно – многие отдают предпочтение неопределенной оценке («среднее»).
Первое в текущем году измерение индексов социальных настроений не позволяет провести сравнительный анализ полученных результатов. Однако некоторые интересные наблюдения можно сделать уже сейчас.
Мужская аудитория опроса несколько более «оптимистична» в оценках, чем женская. Наиболее сложно оценивают свое материальное положение респонденты в возрасте 40-54 лет. Обратим внимание на то, как резко (в 4,2 раза) снижается количество оценок «хорошее» (материальное положение) при переходе из возрастной группы 25-39 лет к 40-54-летним. Не является ли это свидетельством в пользу представления о том, что конкурентоспособность (а соответственно – и материально-финансовые перспективы) работников старше 40 лет на рынке труда заметно снижаются?
Среди 40-54-летних волжан практически в 2 раза больше оценок «плохое» (материальное положение), чем среди опрошенных в группе 25-39-летних и в 1,2 раза больше, чем среди лиц (пред)пенсионного возраста (55-69 лет).
Таблица 1
Всего по выборке |
Пол | Возраст | ||||||
М | Ж | 18-24 | 25-39 | 40-54 | 55-69 | 70+ | ||
Очень хорошее | 0,7 | 1,6 | 0,0 | 2,8 | 0,0 | 1,3 | 0,0 | 0,0 |
Хорошее | 11,0 | 13,3 | 9,2 | 22,2 | 16,2 | 3,8 | 11,3 | 3,3 |
Среднее | 58,6 | 63,0 | 54,9 | 66,7 | 59,5 | 57,7 | 54,8 | 56,7 |
Плохое | 25,4 | 20,5 | 29,4 | 8,3 | 17,6 | 34,6 | 27,4 | 36,7 |
Очень плохое | 3,6 | 1,6 | 5,2 | 0,0 | 5,4 | 1,3 | 6,5 | 3,3 |
Затруднились оценить / отказались | 0,7 | 0,0 | 1,3 | 0,0 | 1,3 | 1,3 | 0,0 | 0,0 |
Итого | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Рисунок 1. Самооценки материального положения жителей Волжского (июнь 2009 года).
Значение индекса материального положения = 41,3 пункта.
Чуть более трети волжан (34,6%) «вполне» и «по большей части» устраивает жизнь, которую они ведут. Прежде всего, это касается жителей города моложе 39 лет.
38,2% опрошенных отметили, что их оценка жизни характеризуется соотношением «50/50» («отчасти устраивает, отчасти нет»).
Примерно каждый четвертый респондент (25,7%) заявил, что его в той или иной степени не устраивает жизнь, которую он сейчас ведет.
Таблица 2
Всего по выборке |
Пол | Возраст | ||||||
М | Ж | 18-24 | 25-39 | 40-54 | 55-69 | 70+ | ||
Вполне устраивает | 15,7 | 18,1 | 13,7 | 30,6 | 20,3 | 15,4 | 8,1 | 3,3 |
По большей части устраивает | 18,9 | 18,1 | 19,6 | 33,3 | 24,3 | 11,5 | 14,5 | 16,7 |
Отчасти устраивает, отчасти нет | 38,2 | 38,6 | 37,9 | 27,8 | 35,1 | 41,0 | 46,8 | 33,3 |
По большей части не устраивает | 16,4 | 15,7 | 17,0 | 8,3 | 12,2 | 16,7 | 17,7 | 33,3 |
Совершенно не устраивает | 9,3 | 8,7 | 9,8 | 0,0 | 6,7 | 12,8 | 11,3 | 13,4 |
Затруднились ответить / отказались | 1,5 | 0,8 | 2,0 | 0,0 | 1,4 | 2,6 | 1,6 | 0,0 |
Итого | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Рисунок 2. Показатели удовлетворенности жизнью жителей Волжского (июнь 2009 года).
Как мы видим, доля оптимистично настроенных волжан больше, чем пессимистов (см. также таблицу 3 и рисунок 3). Это факт, наиболее вероятно, свидетельствует в пользу предположения о том, что значительная часть населения (не менее 50% экономически активного населения) более или менее успешно адаптируется к изменившимся условиям жизни. При этом степень и формы адаптации различны. Какая-то часть горожан занимает активно-конструктивную позицию в оценке происходящих событий и способна эффективно скорректировать свое поведение, у другой части – пока лишь выработалось «привыкание» к ситуации, но активных изменений в поведении не произошло. «Жизнь трудная, но пока еще терпеть можно» - вероятно это наиболее близко описывающая ситуацию формулировка.
Значение индекса удовлетворенности жизнью = 47,1 пункта.
37,1% горожан полагает, что через год они будут жить лучше, чем сейчас. 27,1% считает, что ситуация стабилизировалась и не повлечет серьезных изменений в их жизни в ближайшие 12 месяцев. Таким образом, 64,2% волжан не прогнозируют ухудшения своей жизни в течение ближайшего года.
Изменений к худшему ждут 17,5% жителей Волжского, еще 18,3% затруднились построить прогноз на год вперед.
О чем могут свидетельствовать полученные ответы? Следует ли их интерпретировать буквально, то есть утверждать, что почти две трети респондентов не отмечают никаких угроз собственному благополучию и оценивают будущее исключительно позитивно? Нет. Вероятно, мы имеем дело с несколько иной ситуацией. Она может быть объяснена с помощью понятий и терминов психологии. Поскольку кризис и все, что с ним связано, является мощным стрессором, у населения с течением времени включились т.н. «механизмы защиты», имеющие несколько уровней. То, что многие люди строят позитивный прогноз собственного будущего, может свидетельствовать о том, что тем самым они пытаются «вытеснить» травмирующие мысли о кризисе и тем самым защитить себя. В ситуациях постоянного отрицательного напряжения у человека последовательно «включается» основной, затем – запасной, уровни защиты. Именно это мы имели в виду, описывая ситуацию формулой «жизнь трудная, но пока еще терпеть можно». Каков ресурс приспособительных, иначе говоря, резистентных, возможностей населения, пока точно сказать нельзя. Необходим определенный период наблюдений.
Таблица 3
Всего по выборке |
Пол | Возраст | ||||||
М | Ж | 18-24 | 25-39 | 40-54 | 55-69 | 70+ | ||
Значительно лучше | 12,5 | 11,8 | 13,1 | 41,7 | 13,5 | 9,0 | 4,8 | 0,0 |
Несколько лучше | 24,6 | 26,8 | 22,9 | 27,8 | 31,1 | 37,2 | 4,8 | 13,3 |
Так же, как и сейчас | 27,1 | 26,8 | 27,5 | 19,3 | 29,7 | 24,4 | 27,4 | 36,7 |
Несколько хуже | 10,4 | 7,9 | 12,4 | 5,6 | 1,4 | 9,0 | 24,2 | 13,3 |
Значительно хуже | 7,1 | 7,9 | 6,5 | 0,0 | 5,4 | 5,1 | 14,5 | 10,0 |
Затруднились ответить / отказались | 18,3 | 18,8 | 17,6 | 5,6 | 18,9 | 15,3 | 24,3 | 26,7 |
Итого | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Рисунок 3. Оценки уровня социального оптимизма жителей Волжского (июнь 2009 года).
Значение индекса социального оптимизма = 46,7 пункта.
Значение комплексного индекса социального самочувствия в июне 2009 года составило 45 пунктов.
Специалисты ВЦИОМ, измеряющие индекс социального самочувствия в течение продолжительного времени и имеющие значительный опыт его интерпретации, считают, что значения выше 50 пунктов свидетельствуют о преобладании оптимистических оценок, ниже 50 пунктов – о преобладании пессимистических настроений среди населения.
Тема июньского опроса – отношение волжан к мерам, направленным на ограничение торговли алкоголем.
Алкогольные проблемы современной России приняли масштабы гуманитарной катастрофы, ведут к высокому уровню смертности, заболеваемости, травматизма, преступности, сиротства, алкоголизма. По данным Роспотребнадзора в России ежедневно употребляют алкоголь (включая пиво) 33% юношей и 20%девушек, при этом подавляющее большинство несовершеннолетних приобретает спиртное в киосках и ларьках. Во многом это происходит из-за того, что подавляющее большинство несовершеннолетних беспрепятственно покупает спиртное в киосках и ларьках. Контролирующие органы не в состоянии осуществлять надзор за всеми точками, торгующими слабоалкогольными напитками и пивом. Единственный выход – запретить торговлю алкогольными напитками в киосках и ларьках. Поддерживают ли эту меру жители Волжского? Чтобы проверить это, мы обратились к ним с вопросом:
Меры, направленные на запрет торговли алкоголем в киосках и ларьках готовы поддержать почти 72% волжан. Доли горожан, безусловно согласных с таким предложением («да»), значительны во всех возрастных группах и увеличиваются с возрастом: от 38,9% (18-24 года) до 80,0% (70+ лет). Среди беззаговорочных сторонников данной меры заметно больше женщин, чем мужчин (62,1% и 50,4% соответственно).
Рисунок 4. Отношение волжан к предложению полного запрета торговли алкогольными напитками в ларьках и киосках (июнь 2009 года).
Среди респондентов, однозначно не согласных с предложенной мерой («нет»), почти в 3 раза больше мужчин, чем женщин (22,8% и 7,8% соответственно). Наиболее активными противниками запрета на торговлю алкогольными напитками в киосках и ларьках являются молодые люди в возрасте 18-24 лет (в той или иной степени против введения запрета выступают 38,9% опрошенных в этой возрастной группе).
Таблица 4
Всего по выборке |
Пол | Возраст | ||||||
М | Ж | 18-24 | 25-39 | 40-54 | 55-69 | 70+ | ||
Да | 56,8 | 50,4 | 62,1 | 38,9 | 45,9 | 60,3 | 64,5 | 80,0 |
Скорее, да | 15,0 | 15,0 | 15,0 | 19,4 | 17,6 | 14,1 | 17,7 | 0,0 |
Скорее, нет | 10,4 | 10,2 | 10,5 | 13,9 | 14,9 | 10,3 | 4,8 | 6,7 |
Нет | 14,6 | 22,8 | 7,8 | 25,0 | 17,6 | 11,5 | 11,3 | 10,0 |
Затруднились ответить / отказались | 3,2 | 1,6 | 4,6 | 2,8 | 4,0 | 3,8 | 1,7 | 3,3 |
Итого | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Исследование проведено агентством маркетинговых коммуникаций «Вьюпоинт» (АМК «Вьюпоинт»)
Лучший комментарий дня:
+22 Автор: Александер.
Интересно а почему на более мощные решили не подни ...
Худший комментарий дня:
-6 Автор: Макарыч.
Наивный. потому что сейчас большая часть автомоби ...
$ 100.68
€ 106.08