Волжский.ру побеседовал с директором ГКУ «Центр социальной защиты населения по городу Волжскому» Еленой Лобачевой о мерах поддержки, которые оказываются сегодня слабозащищенным категориям горожан, а также об инновациях в сфере соцзащиты.
– Елена Юрьевна, расскажите, чем сегодня занимается ГКУ «Центр социальной защиты населения по городу Волжскому»? Изменились ли полномочия Центра за последние год-два?
– Полномочия Центра как нельзя лучше отражает его название – «социальная защита населения». Однако далеко не все в полной мере понимают, в чем состоит функционал Центра. Многие считают, что деятельность в сфере социальной защиты населения включает в себя только предоставление компенсационных выплат и пособий. При этом социальная защита имеет более разноплановый характер.
Помимо социальной поддержки, Центр социальной защиты населения города Волжского оказывает материальную социальную помощь малоимущим гражданам; признает нуждаемость и направляет на социальное обслуживание граждан пожилого возраста, инвалидов, детей-инвалидов, детей, испытывающих трудности в социальной адаптации, либо столкнувшихся с внутренним семейным конфликтом. Также мы не забываем и о детях, оставшихся без попечения родителей, и направляем их в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.
И это – далеко не полный комплекс полномочий: кроме всего прочего, Центром выдаются путевки в лагеря и санатории семьям, имеющим детей-инвалидов для их оздоровления; выдаются справки на приобретение социального проездного билета. Центр устанавливает право на предоставление технических средств реабилитации инвалидам; выплачивает материальную помощь семьям, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций. Продолжать можно долго, потому что после принятия в 2016 году Социального кодекса Волгоградской области, спектр предоставляемых нами услуг все время расширяется. При этом главный принцип оказания таких услуг – адресность и нуждаемость.
– А сколько всего жителей города состоит сегодня на учете в качестве социально незащищенных? Какова динамика за последние годы?
– Пожалуй, наиболее уместным здесь будет озвучить итоги нашей работы в прошедшем 2017 году. Меры социальной поддержки были предоставлены 77621 жителю Волжского. Это более 23% населения города. Общая сумма оказанных услуг превысила 880 миллионов рублей. В том числе, из федерального бюджета – более 300 миллионов рублей, из областного – более 550 миллионов рублей.
На конец 2017 года на учете в Центре соцзащиты города состояло 2112 многодетных семей, в которых воспитывается 6784 ребенка. Хотелось бы подчеркнуть, что количество многодетных семей в Волжском возрастает: на сегодня их уже 2223. В 2017 году Центром принято 8268 решений о признании граждан нуждающимися в социальном обслуживании. В том числе, 5273 – в срочных услугах. Государственная услуга по обеспечению прав на отдых и оздоровление отдельных категорий детей предоставлена 539 детям. Также нами подготовлено 3979 справок на приобретение социальных проездных билетов, по которым приобретено более 60 тысяч проездных.
– На какую финансовую поддержку в виде различных пособий сегодня могут рассчитывать семьи с маленькими детьми, инвалиды, малообеспеченные жители?
– Если полноценно отвечать на этот вопрос, скорее всего интервью продлится, как минимум, до второй половины завтрашнего дня. Постараюсь коротко остановиться на отдельных моментах помощи для малообеспеченных, предоставляемой на ремонт либо приобретение жизненно необходимых бытовых приборов – однократно, в размере 5 тысяч рублей. В таком же размере – на приобретение твердого топлива, на оплату проезда к месту лечения, реабилитации или обследования. Также эти категории населения имеют право на компенсацию затрат в связи с газификацией жилья – однократно, в размере 16601 рубль.
Центром также предоставляется материальная помощь малоимущим на приобретение индивидуальных приборов учета – в размере 3 тысяч рублей. Кроме того, малоимущие – а в отдельных случаях, и члены их семей, – получают ежемесячную адресную помощь в размере 200 рублей.
– То есть, поддержке малоимущих семей сегодня уделяется довольно большое внимание?
– Пожалуй, это так: поддержка семей в последние годы приобретает все большее значение в социальной политике государства. Как федеральное, так и региональное законодательство предусматривает нормы материальной поддержки для семей с детьми.
В федеральном законодательстве – это, например, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет. Разница заключается лишь только в том, в какой орган следует обратиться за назначением данных пособий: работающим – по месту работы, а неработающим – в органы социальной защиты населения. Также федеральное законодательство содержит нормы поддержки семей военнослужащих по призыву. К ним относятся единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (в размере 26539 рублей), а также ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (11374 рубля в месяц).
– А что предусмотрено на уровне региона?
– Законодательство региона, как я уже подчеркивала, в большей мере, учитывает принципы адресности и нуждаемости. Так, Социальным Кодексом Волгоградской области» предусмотрены меры социальной поддержки определенным категориям.
В соответствии с действующим законодательством многодетным семьям предусмотрены меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату коммунальных услуг, ежеквартальной денежной выплаты на каждого ребенка, ежегодной дотации на каждого ребенка школьного возраста на подготовку к школе. Кроме этого, семьям, имеющим третьего ребенка и последующих детей до достижения ими возраста 3-х лет предоставляется ежемесячная денежная выплата на третьего и каждого последующего ребенка в размере 8116 рублей. Если в семье есть третий или последующий ребенок, который родился не ранее 1 января 2016 года, то при достижении этим ребенком возраста 3-х лет однократно предоставляется родительский капитал в размере 70 тысяч рублей. Данные меры социальной поддержки в полной мере учитывают принцип нуждаемости, поскольку выплачиваются семьям, имеющим среднедушевой доход семьи ниже полуторной величины прожиточного минимума в расчете на душу населения.
Малоимущим семьям предоставляется ежемесячное пособие на ребенка, при этом размер пособия зависит от категории ребенка: ребенок одинокого родителя, ребенок из семей с тремя и более несовершеннолетними детьми, ребенок из студенческой семьи.
– Есть ли какие-то дополнительные пособия для семей, в которых воспитываются дети-инвалиды?
– Да, категория, которая, безусловно, нуждается в поддержке – это семьи, воспитывающие детей-инвалидов. Региональным законодательством предусмотрены меры социальной поддержки, предоставляемые родителю, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом. К ним относятся ежемесячная денежная выплата в размере 656 рублей и ежеквартальная денежная выплата в размере 5 тысяч рублей по уходу за ребенком-инвалидом, которому определена 3 степень ограничения жизнедеятельности.
Хотелось бы выразить отдельные слова восхищения и благодарности семьям, усыновившим детей в городе Волжском – таких семей 17. А также семьям, взявшим под опеку, в общей сложности, 122 детей. И особенно – семьям, усыновившим ребенка-инвалида или детей, являющихся братьями и сестрами.
– Елене Юрьевна, а какие категории, на Ваш взгляд, сегодня наиболее социально уязвимы?
– Социальные работники не выделяют какую-либо категорию нуждающихся граждан. Ко всем, кто нуждается в нашей помощи, мы относимся с вниманием и предоставляем в полном объеме все предусмотренные законодательством меры социальной поддержки. Также мы направляем их на социальное обслуживание, чтобы они могли получить должный уход и внимание.
– Сегодня много внимания уделяется реализации программы «Доступная среда». А какое место в системе соцзащиты занимают маломобильные волжане?
– В Центре социальной защиты населения по городу Волжскому, в рамках государственной программы Волгоградской области «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения» созданы условия для обеспечения всем гражданам-получателям услуг равных прав – без какой-либо дискриминации по признаку инвалидности.
Внутри нашего учреждения имеется полное оснащение, обеспечивающее доступ на объект и к оказываемым услугам маломобильных граждан: пандус, кнопки вызова помощи, тактильные обозначения и таблички, настенный поручень, индукционные панели и информационные экраны. Необходимая дополнительная помощь оказывается и сотрудниками учреждения. В ближайшее время в учреждении также будет установлено оборудование со звуковым оповещением.
– А что требуется для того, чтобы получить то или иное пособие? Насколько прост процесс сбора документов – можно ли сказать, что в нем «минимум бюрократии»?
– Для того, чтобы получить пособие необходимо собрать пакет документов, перечень которых указан в памятках, представленных в нашем учреждении и на сайте Центра социальной защиты города Волжского. Данную информацию также можно получить, позвонив в телефонно-информационную службу центра по телефону 55-69-99, где специалист даёт подробную консультацию по интересующему виду пособия.
Заявители обращаются на приём с документами личного хранения и документами, необходимыми для предоставления услуги. То есть, граждане несут документы, которые находятся только в их распоряжении, либо получить которые вправе только лично сам заявитель. Остальные необходимые документы запрашиваются Центром самостоятельно – в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
У заявителя есть 4 способа подачи документов: непосредственно у нас в учреждении, по почте, через МФЦ, а также единый портал государственных услуг. Следовательно, как на законодательном уровне, так и самим Центром, созданы все условия для минимизации объема предоставляемых гражданами документов и удобства их подачи.
– С какими проблемами сталкиваются в работе с населением специалисты Центра соцзащиты?
– Не знаю, можно ли назвать это проблемой. Но основные разногласия с гражданами – если можно так сказать – возникают в части приостановки предоставления мер социальной поддержки (компенсации за услуги ЖКХ) при наличии у граждан задолженности. Федеральным законодательством в сфере социальной защиты населения и Жилищным кодексом РФ четко установлено, что компенсация платы за услуги ЖКХ предоставляется только при условии отсутствия долгов за данные услуги. То есть, это ни какая-то инициатива нашего учреждения, а требования закона, которые мы обязаны соблюдать.
В определенной части в этой ситуации можно понять людей, которые утверждают, что у них долги, так как они не согласны с размером начисленной платы за услуги ЖКХ. Но здесь уже – не наше поле деятельности: существуют уполномоченные контрольно-надзорные органы, призванные проверять соблюдение требований к порядку начисления платы за ЖКУ. В этой связи мы, заботясь о гражданах, которые нуждаются в нашей поддержке, всегда призываем: оплатите услуги ЖКХ, получите компенсацию и потом с помощью органов жилищного надзора требуйте перерасчета платы, с которой вы несогласны.
– Припомните самые необычные/сложные ситуации, которые пришлось решать на посту руководителя ЦСЗН?
– Летом прошлого года мы столкнулись с необычной ситуацией. Мужчину без определенного места жительства (видимо, после проведенного лечения) выписали из больницы. Но, так как ему некуда было идти, он оставался на улице несколько дней, пока неравнодушные граждане не сообщили в наше учреждение. Мужчина не мог ходить и самостоятельно себя обслуживать. Я лично выехала на место, где находился мужчина, чтобы помочь ему. Но проблема состояла в том, что больница не могла его принять, так как вся необходимая медицинская помощь ему была оказана, а коек сестринского ухода в Волжском нет. Не оставлять же на улице беззащитного бездомного – пришлось решать проблему, как говорится, «с колес». В итоге, мы оперативно доставили мужчину до койки сестринского ухода в Быковском районе и в ускоренном режиме признали его нуждающимся в социальном обслуживании, с последующим помещением в дом-интернат.
– Елена Юрьевна, а какая работа (мероприятия, семинары, тренинги) проводится ЦСЗН Волжского, помимо основной нагрузки – выдачи пособий?
– Как я уже говорила ранее, выдача пособий – это не основная нагрузка Центра социальной защиты. Чтобы донести до граждан информацию об их правах и условиях их реализации в сфере социального обслуживания мы регулярно выезжаем к месту нахождения наших нынешних или будущих получателей. Как правило, это центры социальной реабилитации, центр социального обслуживания, роддома, ТОСы, управляющие компании. Там мы проводим семинары с населением, разъясняя существующие меры социальной защиты и отвечая на вопросы жителей. Также мы практикуем выездные приемы заявлений и документов от граждан на социальное обслуживание.
– Какие новшества в сфере соцзащиты введены в нынешнем году и ожидаются в 2019 году?
– Законодательство в нашей сфере, действительно, постоянно меняется: вносятся различные изменения, добавляются новые меры социальной поддержки. Так, с 2017 года в регионе введена мера социальной поддержки молодых матерей, родивших первого ребенка. С 1 января 2017 года в Волгоградской области выплачивается дополнительное единовременное пособие семьям при рождении первого ребенка матерью в возрасте до 23-х лет включительно. Размер данного пособия составляет 25 тысяч рублей. Получателем дополнительного единовременного пособия может быть один из родителей, который должен являться гражданином РФ и постоянно проживать на территории Волгоградской области. При назначении данного пособия доходы семьи не учитываются. Обратиться за назначением дополнительного пособия при рождении первого ребенка необходимо в течение 6 месяцев со дня рождения ребенка.
В части новых мер поддержки семей с детьми 2018 год также не стал исключением. В целях реализации инициативы Президента, был принят Федеральный закон от 28.12.2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», который вступил в законную силу с 1 января 2018 года. В соответствии с этим законом предусмотрены новые меры поддержки для семей с детьми, которые призваны способствовать улучшению демографической ситуации в стране. В частности, органы социальной защиты населения осуществляют назначение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка. В Волгоградской области размер ежемесячной выплаты на первого ребенка составляет 9664 рубля. Право на получение данной выплаты возникает в случае, если первый ребенок рожден с 1 января 2018 года, мама и ребенок являются гражданами РФ, а размер среднедушевого дохода семьи не превышает 15219 рублей на человека.
– А есть ли какие-то новые меры поддержки для пожилых горожан?
– Создание условий для активного долголетия, а также адаптации в обществе пожилых людей и инвалидов также стало одной из ключевых тем ежегодного Послания главы государства Федеральному собранию в 2018 году. В этом году Волгоградская область вошла в число пяти пилотных территорий Российской Федерации для внедрения новой системы долговременного ухода за людьми старшего возраста.
Внедрение практик по усиленному уходу способствует оказанию наиболее эффективной помощи одиноким и одиноко проживающим пожилым гражданам и инвалидам, полностью или частично утратившим способность к самообслуживанию, Например, когда в течение 5 дней в неделю обеспечивается внимание лежачему больному, это является серьезным подспорьем для близких: им не придется работать только на «сиделку» или увольняться с работы, чтобы ухаживать за больным самостоятельно.
Добавление новых комментариев заблокировано модератором.
Лучший комментарий дня:
+29 Автор: боб.
Ага, А через три года снесут, объявив вне закона!! ...
Худший комментарий дня:
-18 Автор: зефс.
ванька холуй писал(а):поможет только отлов и усыпл ...
$ 100.22
€ 105.81