Прошлой весной, 3 марта 2016 года, Уполномоченным по правам предпринимателей в Волгоградской области была назначена Ольга Устинова. При этом, экс-председатель волжского отделения общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» стала первым бизнес-омбудсменом региона, назначенным на должность после принятия соответствующего закона в июле 2015 года (подробнее...). Волжский.ру расспросил Ольгу Устинову об итогах работы на посту Уполномоченного за минувшие полтора года, а также о том, какие проблемы волнуют бизнес-сообщество региона и нашего города сегодня.
– Ольга Владиславовна, расскажите, как, по сравнению с председательством в «Опоре России», изменилась Ваша работа с предпринимателями после назначения на пост Уполномоченного?
– Пожалуй, главное отличие в том, что председателем «Опоры России» я была на общественных началах, имея, при этом, свой бизнес. Пост Уполномоченного, в свою очередь, запрещает заниматься собственным бизнесом, поэтому уже более 1,5 лет я не являюсь предпринимателем. До того момента мой бизнес был разноплановым: туризм, общественное питание, торговля и сдача площадей в аренду. Другое отличие заключается в том, что в «Опоре России» основной целью моей работы было лоббирование интересов бизнеса, тогда как пост Уполномоченного – это государственная должность с широкими полномочиями. Приоритет в работе этого института – не лоббирование, а именно защита прав предпринимателей.
– Расскажите подробнее: какие нарушения прав предпринимателей встречаются чаще всего и от кого приходится защищать бизнес-сообщество?
– За первое полугодие 2017 года к нам поступило порядка 200 обращений от предпринимателей. При этом, почти половина из них связана с нарушениями в сфере нестационарной торговли. Другая, не менее актуальная тема, с которой приходят бизнесмены региона – нарушения в сфере земельных и имущественных отношений. И третья – неправомерные действия органов власти: как правило, это бездействие. Оно, кстати, имеет место и по вопросу земельных отношений. Есть и обратная сторона медали: статистика по реально выявленным нарушениям прав предпринимателей в результате проверки обращений: почти в 100% случаев мы обнаруживаем бездействие органов власти. Поэтому не надо ждать, пока ваше право нарушат: если есть опасения каких-либо злоупотреблений со стороны власти, лучше использовать предупредительную тактику и прибегнуть к помощи института Уполномоченного заблаговременно.
– На какую реальную помощь может рассчитывать предприниматель, обращаясь к Уполномоченному, и из-за чего, вообще, возникает нарушение таких прав?
– Главная причина нарушений – несовершенство законодательства. В основном, федерального и муниципального уровня. Региональные законы носят рамочный характер, и сильно сдерживающих факторов для предпринимателей на областном уровне я не вижу. Это больше плюс, чем минус: ведь сегодня бизнес у нас «заадминистрирован» так, что больше некуда. С другой стороны, даже если право формально не нарушено, предпринимателю от этого не легче: у него есть проблема, которую надо решить – здесь бизнес, как раз, может рассчитывать на реальную помощь Уполномоченного. А вот, например, обращения из разряда «разберитесь с соседом по бизнесу» – это, я считаю, неконструктивные обращения. В любом случае, когда в спор между органами власти и предпринимателями вступает Уполномоченный, проблема приобретает другой статус – более конфликтный, в том числе. И если предприниматель передумал или, например, поменял свою тактику в общении с властью, основная задача Уполномоченного – вовремя «отойти» от спора.
– Ольга Владиславовна, а какие условия для развития бизнеса, на Ваш взгляд, сегодня созданы в Волжском? С чем и как часто обращаются к Вам волжане?
– Я – коренная волжанка, и, более того – я патриотка Волжского. Но сейчас поддержка и развитие бизнеса – не совсем мое направление. Я могу предполагать, что условия для бизнеса в Волжском есть: например, работает бизнес-инкубатор, открываются специальные окна для консультаций и многое другое. Но комплексные программы поддержки предпринимателей сегодня больше реализуются на уровне региона. Вместе с тем, меры поддержки бизнеса, а также диалог между бизнесом и властью должны носить системный характер – боюсь, в Волжском он системный не в полной мере. Дело даже не столько в финансировании (хотя, издержки и налоги у бизнеса сегодня высокие): нужно просто создать условия для бизнеса. И, конечно, работать над преодолением мифов и стереотипов: например, согласно последнему опросу ВЦИОМ, восприятие проблем предпринимателей со стороны населения и самих бизнесменов сильно разнятся.
– Расскажите о взаимодействии Уполномоченного с прокуратурой, УФАС и судебными органами. Есть ли реальные примеры, когда позиции сторон по проблемам предпринимателей были схожи, а когда, наоборот, различались?
– Первое, что я сделала, когда стала уполномоченным, – познакомилась со всеми руководителями контрольно-надзорных органов. Мы заключили соглашения о взаимодействия – сегодня их порядка 25, – которые обеспечивают эффективность нашей совместной работы. Самое эффективное взаимодействие, пожалуй, с прокуратурой: у нас общая задача по защите прав предпринимателей. ГУВД области – одна из самых оперативных структур, с ними мы тоже очень плотно работаем. С органами власти региона работа также налажена – за полтора года я еще не получила ни одного отказа. Если же мы доходим до суда, то и здесь степень успешности дел довольно высока. Например, последнее из них – защита интересов одного из предпринимателей, владеющего НТО. Его торговый объект строился как капитальный, а город увидел в нем признаки «настационарки» и применил соответствующие положения закона.
– Прокомментируйте, пожалуйста, две резонансные темы для Волжского. Первая – отмена маршрутов и нарушение прав перевозчиков, которая уже полгода рассматривается в УФАС (подробнее...). Вторая – нарушение прав владельцев НТО, которых обязали благоустраивать прилегающие территории.
– По первой теме: все очень ждали принятия №220-ФЗ. Но оказалось, что он только «развязывает» руки органам власти – с этим сложно спорить. После этого к нам обратилась группа волжских перевозчиков, которой не выдавали маршрутные карты, и наша позиция, в итоге, повлияла на успешное решение этого вопроса. Но ситуация до сих пор непростая – причем, для обеих сторон. Диалога власти и бизнеса здесь не случилось: процесс решения проблемы построен на эмоциях. И, если сначала речь шла о нарушении формальных прав перевозчиков, то дальше началась политика. Это как раз яркий пример той самой «неопределенности экономической ситуации», о которой говорит бизнес в опросе ВЦИОМ. Требовать что-то от предпринимателей можно было бы только при определенности экономической ситуации, а ее на транспортном рынке нет. Поэтому, с нашей стороны, будут пресекаться любые нарушения в отношении перевозчиков. Справедливости ради, замечу: никто из предпринимателей не пришел ко мне со своей законодательной инициативой в №220-ФЗ, тогда как механизмы ее дальнейшего рассмотрения через институт Уполномоченного, однозначно, есть. Такое обращение точно не пропало бы в «яме инициатив» и дошло до ГосДумы.
– Что скажете по второй теме – нарушению прав владельцев НТО, которых обязали благоустраивать прилегающие территории? Несколько дней назад УФАС окончательно признало Волжскую гордуму нарушившей ФЗ «О защите конкуренции» (подробнее...).
– По НТО, вообще, все непросто. Здесь проблемы бизнесменов зачастую исходят от неисполнения ими же самими договорных обязательств. Но, в случае с делом о нестационарной торговле в УФАС, диалог власти и бизнеса Волжского получился более системным и прозрачным. В отличие от дела перевозчиков, к нам не было никаких обращений – видимо, это не настолько актуальная проблема. Более того, что единой позиции среди владельцев НТО по данному вопросу сегодня нет. Кто-то идет разбираться в УФАС, кто-то готов благоустроить территорию, но при условии предоставления земли, а кто-то – просто берет и благоустраивает. Я не вижу больших проблем поставить урну. Ведь если ее не ставит предприниматель, это сделает город: например, будет новый проект благоустройства, и, не факт, что нестационарный объект вообще останется в схеме. Да, предпринимателю будет предложена компенсация, но в №14-ОД прописано однозначное основание для исключения НТО из схемы: это – проект благоустройства. В таком свете позиция многих бизнесменов, готовых к компромиссу с властью по принципу «только не сносите», становится вполне понятной.
– Кстати, после назначения на должность Вы не раз упоминали о важности работы над региональным законом о торговле. Какая работа по данному вопросу проведена за прошедшие полтора года?
– В то время, как все ждали внесения в № 381-ФЗ, Волгоградская область не ждала, а работала над правками – сегодня изменения уже внесены и работают. Главным образом, они касаются сферы регулирования НТО – я имею в виду Приказ Облпромторга от 4 февраля 2016 года №14-ОД, которым утвержден Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области. Кстати, хочу похвалить Волжский, который первым вышел с подобной инициативой на областной уровень. На самом деле, регионов, где предусмотрено право бизнесменов на пролонгацию договора, сегодня не так уж много. Так, схема размещения НТО в нашем регионе сегодня утверждается на 5 лет, что позволяет бизнесу и власти заключить договор на этот же срок с правом последующей пролонгации при соблюдении всех условий. Предприниматели должны иметь гарантии и сроки возврата инвестиций, ведь они «кормят» население. Бизнес никогда не приходит за зарплатой – наоборот, он только платит налоги и пополняет казну.
– И напоследок, еще одна важная и не новая для предпринимателей тема – кадастровая оценка земли (подробнее...). Что говорит об этой проблеме практика и общение с бизнесменами региона, как складывается ситуация на сегодняшний день?
– По кадастровой стоимости есть определенный и отлаженный механизм: каждый конкретный случай рассматривается специальной комиссией, в случае отказа дело идет через суд. Как правило, практика говорит в пользу предпринимателей: кадастровая стоимость приравнивается к рыночной, арендные платежи и налоги снижаются. Можно сколько угодно ругать эту систему, но последствия отказа от нее тоже надо учитывать. Например, в Волгограде сейчас ушли от кадастровой оценки и пожалели: иная методика расчета (применяемая к федеральным землям) привела к росту арендных платежей в 6 (!) раз. Теперь многие бизнесмены требуют возврата кадастровой оценки, и мы сейчас обсуждаем этот вопрос совместно с «Деловой Россией». Есть в текущей работе и другие актуальные темы: например, налог на имущество, применение льгот к налогу на движимое имущество, а также внедрение он-лайн касс.
Добавление новых комментариев заблокировано модератором.
Лучший комментарий дня:
+17 Автор: х.
Канализацию лучше отремонтируйте ...
Худший комментарий дня:
-1 Автор: макс4225.
домофон на 2 фото можно взломать пишеш 100к7273 ...
$ 102.58
€ 107.43