«Неделя» проследила, как вода из Волги попадает в наши квартиры
От русла Волги до крана на кухне вода проходит десятки километров и несколько стадий очистки.
Дорога эта начинается в 900 метрах от берега Волгоградского водохранилища, где на глубине стоят три так называемых оголовка для забора воды. Четвертый уже несколько лет на суше: нет денег на новый водовод. Зато мы можем рассмотреть это приспособление. Высотой с двухэтажный дом, поверху сетка, внутри сифон. В воде все это за лето обрастает мелкой ракушкой, которую каждую осень счищают водолазы.
Отсюда наша капля по трем трубопроводам добирается до насосных первого подъема. Здесь тоже стоят сетки, ограждающие от мелкой рыбы и шуги. Но кусочки льда все равно могут забить трубопроводы, и тогда на продувку бросают все силы. Машинист МУП «Водоканал» Михаил Копанов рассказывает, что чаще всего это случается под Новый год. А вообще расход воды зимой не больше 150 тысяч кубов в сутки, летом - на четверть больше.
Выбравшись из насосов, наша капелька выскакивает на площадку очистных сооружений. Через смеситель и отстойник попадает на первичную обработку. То есть в заботливые руки технолога Натальи Лубен-цовой. Вода для нее - живое существо.
- Каждый раз нужно ее почувствовать и понять, какой способ очистки применить, - говорит Лубенцова.
Иногда хватает хлора, при сильном загрязнении добавляют реагенты. А еще коагулянт, чтобы мелкие частицы слепились в хлопья и осели в отстойнике.
Затем наша капля попадает в святая святых водозаборных сооружений - бассейн скорых фильтров, где начинается вторая ступень очистки. Вода проходит через кварцевый песок, ее еще раз обеззараживают и пускают в резервуар чистой воды.
Оттуда наша капля бежит по метровой трубе в насосную станцию второго подъема, а потом - 16 километров до третьего. Это у садоводческого общества «Здоровье химика», в самом начале Быковской трассы. Выбор у капельки невелик: либо скользить по железобетонной трубе, либо по стальной. И та, и другая тянется пообе стороны дороги. Железобетон капризный, иногда рвется от сильных толчков насоса. Сталь окисляется и собирает на стенках примеси, но с этим научились бороться. А заодно продлевать жизнь трубы на полвека. Мы убедились в этом прямо сейчас: специалисты вскрыли водовод, разрезали и покрыли изнутри цементо-песчаной оболочкой. Теперь нашей капельке не страшны ни окислы, ни железобактерии. А вообще из 500 километров трубы в системе водоснабжения Волжского вода не касается металла лишь в сотне. Трубы водопроводов в основном стальные, только недавно в Волжском их начали менять на пластиковые...
И вот - резервуар чистой воды третьего подъема. Здесь движение замедляется, влагу слегка нодхлорируют - за долгий путь часть хлора разошлась по окислительным и прочим делам. А его должно быть не больше 0,30-0,50 миллиграмма на литр. Это не есть хорошо, признает главный инженер «Водоканала» Геннадий Маслиев, но зато хлор позволяет обезопасить воду от бактерий. Альтернативы ему пока нет. Москва собрала на водоочистке все самое современное — мембранные фильтры, озогофование, активированный уголь, и все равно от хлора не отказалась. На насосной третьего подъема создается давление в пять атмосфер, случись что - городу хана. При порыве водяной столб поднимется на полсотни метров. Оберегом служит установка «Частотный привод», которая командует насосами. И те дают воды столько, что всем вполне хватает. Это видно на мониторе: ТЭЦ-1 съедает 600 кубов в час, ТЭЦ-2 - в полтора раза больше. Отсюда, став питьевой, вода идет на химию и в старую часть города.
Но наша капелька заворачивает на последний, четвертый подъем, чтобы отдохнуть там вместе с остальным запасом в 22 тысячи кубометров чистой воды перед забегом по этажам волжских высоток. По-сле/пшй подъем построили между пивзаводом и 24 микрорайоном для снабжения новой части города. Дальше по трубам диаметром от 50 миллиметров до метра она может добраться до любой точки на теле города. Смотрите: вот она уже вынырнула из крана на вашей кухне. Но просит не пить ее полчаса - дать отстояться, чтобы остатки хлора улетучились.
Владимир ЧЕРНИКОВ
Материал предоставлен газетой
Лучший комментарий дня:
+22 Автор: Александер.
Интересно а почему на более мощные решили не подни ...
Худший комментарий дня:
-6 Автор: Макарыч.
Наивный. потому что сейчас большая часть автомоби ...
$ 100.68
€ 106.08