Мы произносим BMW и подразумеваем – история. Чем может похвастаться «молодой да ранний» Seat? Или Lexus? Они не участвовали в «Формуле-1» или итальянской Mille Miglia. Такие свершения – удел старых брендов, которые по крупицам собирали свою репутацию.
Что увидеть и оценить исторический масштаб марки и ее сегодняшнюю основательность нужно поехать в Мюнхен. Рядом с цехами баварского моторного завода, практически в центре города, располагаются главный штаб компании, музей и многофункциональный центр – шоу-рум. Все три объекта – ультрасовременные постройки, последние достижения инновационной конструкторской мысли.
Так выглядит комплекс (а заодно и завод) с мюнхенской телебашни. На крыше здания BMW Welt установлено множество солнечных батарей. Все вместе они вырабатывают до 800 киловатт.
Штаб-квартира BMW в 22 этажа спроектирована в виде четырехцилиндрового двигателя, парящего над основанием. Музей имеет форму чаши, накрытой сверху эмблемой BMW (можно увидеть только с высоты птичьего полета, с телебашни в Олимпийском парке по соседству), и представляет собой крышку от бензобака. Местные жители ласково именуют его «миской для супа».BMW Welt, или Мир BMW – относительно новый по времени возведения (2007 год) проект венского бюро дизайна. По замыслу авторов стеклянные конусы «Мира» должны символизировать букву «W», третью в аббревиатуре BMW.
Музей
В музее BMW можно увидеть всю историю – и в картинках, и “в машинках”, и даже в авиационных моторах.
Одним из основателей BMW был Густав Отто, сын изобретателя четырехтактного цикла Николауса Отто. Фирма BMW появилась после слияния двух соседних мюнхенских компаний, образованных в 1913 году. Одна из них, Rapp Motoren, пыталась выпускать авиадвигатели, а другая, Otto-Werke, – самолеты. А первый удачный двигатель BMW был выпущен в 1917 году. Именно этот двигатель, BMW IIIa мощностью 185 сил, заслужил первую славу для Баварского Моторного Завода – его ставили на бипланы Fokker DVII, признанные лучшими истребителями первой мировой войны. Стилизованное изображение работающего пропеллера самолета концерн BMW использует до сих пор в качестве эмблемы.
В 1919 году побежденной Германии было запрещено строить аэропланы, и фирма взялась за мотоциклы. Всего за несколько недель инженер Макс Фриц сконструировал двухцилиндровый “оппозитник”, взяв за основу английский мотор Douglas. Мотоциклы пошли на удивление хорошо. Так что в конце 20-х годов хватило денег на покупку лицензии на английские автомобильчики Austin Seven. Лицензия шла вместе с заводом Eisenacher Dixi Werk, который эти машины и выпускал под маркой Dixi. И инженеры занялись автомобилями.
Каких только конструкций не пробовали – даже с поперечным расположением мотора и с передним приводом. Уже в 1929 году на радиаторы Dixi в Айзенахе стали ставить значки BMW – стилизованные бело-синие пропеллеры. А знаменитые “ноздри” появились чуть позже, на BMW 303 в 1933 году – вместе с рядной “шестеркой”.
А вот участник итальянской гонки «Милле Милья» BMW 328 ММ был рожден в результате спора двух диктаторов.
В абсолюте в знаменитой итальянской гонке Mille Miglia баварцы побеждали только один раз – на этой BMW 328 Berlinetta Touring.
Тогда Гитлер поспорил с Муссолини, что Германия выиграет гонку Берлин – Рим – Берлин. Из-за войны ее так и не провели. Но машины построили. По образу и подобию итальянских гоночных автомобилей они должны были быть сверхлегкими. Поэтому кузова заказали итальянскому ателье Carozzeria Touring. При массе около 800 кг, мощности 120-140 сил родстеры развивали около 200 км/ч и прекрасно вели себя на дороге. В музее это один из самых дорогих экспонатов.
Военных же экспонатов в музее мало – с 1940 года на заводах BMW строили только тяжелые мотоциклы для вермахта и авиационные двигатели BMW 801 для истребителей Focke Wulf 190. Кстати, в 1944 году на BMW даже успели провести успешные тесты ракет с жидкостными реактивными двигателями!
Но в сорок пятом все было закончено. Заводы в Айзенахе и Дюррерхофе, Басдорфе и Цульсдорфе были потеряны. Мюнхенское предприятие чудом уцелело. В то время на BMW делали сковородки, кастрюли, велосипеды… Делали, как умели – на совесть. Например, у велосипедов были легкие алюминиевые рамы. Но если Daimler-Benz получил разрешение на выпуск Мерседеса 170V уже в 1946 году, то BMW союзнические комиссии “мариновали” гораздо дольше. Первые послевоенные автомобили появились только в 1951-м. Зато какие! Большой седан BMW 501, за красивые изгибы кузова прозванный “ангелом барокко”, кабриолет BMW 502 с первой немецкой послевоенной “восьмеркой”… А в 1955 году в Мюнхене купили лицензию на выпуск “пузыря” на колесах – итальянской машинки Isetta с мотоциклетным мотором и с единственной дверью спереди. С этой недорогой машины начался масс-класс знаменитой марки.
Изетта – коляск с моторчиком, которую баварцы выпускали по лицензии итальянской компании Iso SpA. В послевоенное время она была для многих чуть ли не единственной альтернативой хождению пешком. За это её и любили.
Весь этот мир прошлого производит впечатление даже на тех, кто вообще машинами не интересуется. Так что будете в Мюнхене – обязательно заходите.
Шоу-рум
Но одной историей сыт не будешь: клиента надо брать. как говориться, «тепленьким» – показав, что он может взять здесь и сейчас. Для этого и появился комплекс BMW Welt. Вход сюда бесплатный: ведь тут можно не только посмотреть, но и купить.
Кстати, весь модельный ряд можно пощупать в буквальном смысле слова. А можно прокатиться на новенькой (или старенькой) BMW по гоночной трассе – виртуальной. Можно сконфигурировать свой автомобиль, не отходя, так сказать, от кассы – прямо на большом проекционном экране. Или примерить все варианты отделки салона, которые только бывают у компании.
Практическая информация
Добраться сюда можно на метро U-Bahn до остановки «Олимпийский центр».
Музей BMW открыт со вторника по пятницу с 9:00 до 18:00 а по субботам, воскресеньям и праздничным дням с 10:00 до 20:00. Выходной день – понедельник. Касса закрывается за 30 минут до закрытия музея. Входной билет для взрослого – 12 евро. 6 евро – для ребенка или школьника до 18 лет и для пенсионеров.
Экскурсии на завод BMW предлагаются ежедневно кроме выходных, длится она 2,5 часа и проводится на немецком и английском языках.
Еще пара фото из музея:
BMW – не BMW без мотоциклов. Двух- и трёхколёсным гоночным ракетам посвящён отдельный зал.
Автомобиль-эксперимент! BMW GINA (Geometry and functions In N Adaptions) была сделана ещё в 1999 году. GINA была третьим «тканевым» концептом для внутреннего использования – первые два до сих пор засекречены. Обратите внимание: хотя сама машина смотрится ультрасовременно, колёса у неё – от BMW X5 первого поколения.
Другие автомузеи в Европе
Штутгарт (Германия)
Музей Mercedes-Benz. Здесь собрана коллекция из 160 автомобилей и полутора тысяч других экспонатов, рассказывающих об истории автомобильной марки – с момента её основания в 1886 году до новейшего суперкара SLS AMG.
Мюлуз (Франция)
Один из крупнейших автомобильных музеев мира. Основную часть коллекции собрали два брата Джованни и Фриц со смешной фамилией Шлюмф. На данный момент в коллекции около 550 автомобилей из них более 120 Bugatti. Экспозиция разделена на 3 основные части: «История автомобиля», «История Автогонок», «Автомобили-шедевры».
Рига (Литва)
Музей открыт в 1989 г. B пpостоpныx, paсположенныx нa двуx этaжax зaлax экспозиции paзмещено более 100 pетpоэкспонaтов. В богатую коллекцию Мотор-музея входят уникальные автомобили и мотоциклы начала XX в., спортивные и военные авто, представительские лимузины 30-х гг., автомобили советских лидеров, в том числе машина Молотова и лимузин Брежнева.
Турин (Италия)
80% всех итальянских авто производится именно в Турине. В музее выставлены чуть ли не все марки машин – от начала века до сегодняшних дней. В том числе – очень раритетные.
24.07.2012
Лучший комментарий дня:
+22 Автор: Александер.
Интересно а почему на более мощные решили не подни ...
Худший комментарий дня:
-6 Автор: Макарыч.
Наивный. потому что сейчас большая часть автомоби ...
$ 100.68
€ 106.08