Нас ждет долгожданная встреча с уже знакомыми, полюбившимися нам авторами. Полагаю, что все волгоградские киноманы проявят интерес к Вечеру Ким Ки Дука, наконец-то преодолевшему свой трехлетний творческий кризис. Мы увидим в тщательно выстроенной и виртуозно смонтированной, снятой самим режиссером, душераздирающей исповеди «Ариран» обновленного, повзрослевшего Ким Ки Дука. Режиссер когда-то нашумевших фильмов «Остров», «Пустой дом», «Плохой парень» поразит нас не только пронзительной автобиографией, но и жесткой драмой «Пьета». Вдохновленный шедевром Микеланджело, знаменитый культовый кореец снял свой 18-й фильм про больной, искалеченный мир, в котором нет жалости и любви. И только материнская любовь способна совершить чудо, пробуждая чувства даже в кровавом палаче Кан-До, главном герое этого яростного фильма.
Если Ким Ки Дука по праву можно назвать символом самобытного азиатского артхауса, то Ульриха Зайдля можно считать создателем самобытной школы австрийского кино, отличающегося честностью и бесстрашием в подходе к суровым истинам нашего бытия. Наверняка, у всех еще в памяти первый фильм из трилогии «Рай» - про немолодую женщину Терезу, искавшую счастье в далекой Кении. Вторая часть под названием «Рай. Вера» повествует о сестре Терезы – Анне-Марии, находящей призвание в миссионерской работе. Австрийский виртуоз и провокатор Ульрих Зайдль в отстраненной документированной манере беспощадно рисует кошмар распада человеческой личности под воздействием фанатичной веры. Непрофессиональная актриса Мария Хефштаттер готовилась к этой сложнейшей роли семь лет и потрясающе с ней справилась.
Подарком для всех любителей настоящего французского кино станет ретро-мюзикл «Возлюбленные» нашего давнего знакомого – сценариста, актера, драматурга и режиссера Кристофа Оноре. Его фильмы «Парижская история» и «Прекрасная смоковница» пользовались у нас большим зрительским успехом. Его новая масштабная мелодрама, снятая после четырехлетнего перерыва по собственному сценарию и с любимыми актерами – Луи Гареллем, Кьярой Мастроянни и Людивин Санье, - заставит нас вспомнить «Шербургские зонтики» Жака Деми.
Действие ленты Кристофа Оноре разворачивается в Париже, Праге, Реймсе, Монреале, Лондоне и охватывает несколько десятилетий. Главных героинь – мать Мадлен и дочь Веру - трогательно играют Катрин Денев и Кьяра Мастроянни, мать и дочь не только по сюжету картины, но и в жизни. Игра Кьяры просто невероятна, она приподнимает фильм на новый уровень, добавляя мощные трагические краски. Ее героиня, в отличие от матери, верит в идеальную любовь, но реальность оборачивается адом.
В начале 2000-х мы были свидетелями яркого дебюта друга и соратника Ларса фон Триера, придумавшего вместе с ним «Догму-95», талантливого режиссера Томаса Винтерберга – картиной «Торжество». В нашей программе седьмая работа обаятельного датчанина – «Охота». Советую не пропустить эту качественную, удивительно злободневную и напряженную психологическую драму о том, как любой честный, порядочный человек моментально может стать изгоем в обществе. При этом необходимо подчеркнуть не просто хорошую, а выдающуюся актерскую игру Мэдса Миккельсена (злодея из «Казино «Рояль») в роли «нежного интеллигента» Лукаса.
Я очень рада, что кинокомпания «Кино без границ» дает нам возможность продолжить знакомство с такими оригиналами, как испанец Алекс де ла Иглесиа и американец иранского происхождения Амир Надери. Кстати, в нашей программе 12 фильмов любимой и уважаемой нами прокатной компании.
Автор впечатляющей «Печальной баллады для трубы», испанский экстравагантный режиссер Алекс де ла Иглесиа снял свой самый зрительский фильм «Последняя искра жизни» - антимедийную сатиру, ставшую прежде всего бенефисом суперзвезды мирового кино Сальмы Хайек. Она играет жену безработного несчастного пиарщика Роберто, решившего извлечь из своего несчастья деньги и славу. Сальма Хайек создает в этом фильме незабываемый чувственный образ.
Самый радикальный фильм фестиваля – удивительный, страстный синефильский манифест «Снято» иранского самоучки Амира Надери. Волгоградцы, наверняка, помнят картину «Вегас: правдивая история» - притчу об американской мечте и жажде денег. Все фильмы Амира Надери, как и у Вернера Херцога, о человеческой одержимости. «Снято» - одновременно искреннее признание в любви к классическому авторскому кинематографу и протест против того, что сегодня происходит с кино.
Любопытно, что картина придумана в Японии с японскими актерами и представляет собой интереснейший сплав культур. Эстетическое ядро фильма – японское кино в лучших классических образцах: Одзу, Мидзогути и Куросава.
В последнее время трудно обойтись без представителей Апеннинского полуострова. На этот раз мы проведем Вечер в компании талантливейших итальянских режиссеров. Мы увидим один из лучших фильмов выдающихся кинематографистов – братьев Паоло и Витторио Тавиани – «Отец-хозяин» (Золотая пальмовая ветвь Каннского МКФ, 1977), рассказывающий поразительную историю бунта молодого человека против своего собственного отца.
Имя смелого итальянского режиссера Маттео Гарроне связано в нашем сознании со скандальной лентой «Гоморра», вызвавшей широкую полемику. Новый фильм режиссера «Реальность» - мрачная и угрюмая сказка о человеке, инфицированном реалити-шоу и постепенно растерявшем свою личность. Итальянцы умеют удивлять: в главной роли Аньелло Арена, звезда тюремного театра, отбывающий пожизненное заключение.
Наряду с известными кинематографистами наша фестивальная программа представляет новые имена режиссеров из самых разных стран.
Наш фестиваль начинается с титулованной военной драмы молодого канадского режиссера Кима Нгуйена - «Ведьма войны». Эта картина и особенно исполнительница главной роли, молодая актриса Рашель Мванза покорили сердца жюри и зрителей уже многих международных кинофестивалей. Суровое, брутальное, жесткое кино с гуманным и антивоенным посылом описывает внутренний мир героини, родившейся и живущей в Африке.
Впервые мы прикоснемся к творчеству талантливого чилийского режиссера Пабло Ларрайна. В программе – захватывающий триллер про политическую рекламу и пиар – «Нет», завершающий грандиозный чилийский триптих («Постмортем», «Тони Манеро»). Лента, визуально стилизованная под зернистую телекартинку 80-х, изображает один из важнейших периодов в истории Чили – подготовку к референдуму 1988 г., положившему конец диктатуре Пиночета. Рекламщика Сааведру играет наш всеобщий любимец и международный секс-символ Гаэль Гарсиа Берналь.
Греческий кинематограф представлен тонкой и прекрасной мелодрамой «Метеора», снятой режиссером Спиросом Статупулосом. Страсть между монахом-греком и русской послушницей изображается с безукоризненным вкусом, а сама картина подобна «высоко эстетической медитации о религиозной преданности и ее земных границах». Картина отличается поразительным мастерством художника-постановщика, особенно хороши анимационные вставки.
Полагаю, что многие киноманы после фестиваля запомнят бельгийского режиссера Йоахима Лафосса с его кровавой драмой «После любви». Фильм, начинающийся, как история красивых отношений, а заканчивающийся, как древнегреческая трагедия, не отпускает ни на минуту. В основе фильма – реальное криминальное дело, несколько лет назад взорвавшее всю Бельгию. Режиссера волнуют хитросплетения человеческих чувств и отношений, он пытается заглянуть внутрь человеческой трагедии, и у него это получается.
Нельзя не отметить безукоризненно подобранных актеров: Нильса Ареструпа и Тахара Рахима (оба великолепно сыграли в фильме Жака Одийара «Пророк») и, конечно же, Эмили Декьенн, фантастически сыгравшую главную женскую роль. Эмили Декьенн мы знаем по блистательному дебюту в фильме братьев Дарденн «Розетта».
Помимо серьезных радикальных авторских высказываний в нашей программе есть жизнеутверждающие авторские послания, способные поднять настроение зрителям. Например, пародийная гангстерская лента с уникальным норвежским колоритом «Джекпот» Магнуса Мартенса; эксцентрическая комедия «Умопомрачительные фантазии Чарльза Свона-третьего» с Чарли Шином, Биллом Мюреем и Патрицией Аркетт в главных ролях американского актера, сценариста и продюсера из знаменитой кинематографической семьи – Романа Копполы; молодежная романтическая комедия «В первый раз» - нежная, очаровательная картина, снятая сыном маститого голливудского ветерана Лоренса Каздана – Джоном Казданом.
Особо хотелось бы обратить внимание на две документальные картины. Первая - это яркий документальный фильм-портрет «Марина Абрамович. В присутствии художника» режиссера Мэттью Эйкерс, рассказывающий о подготовке одной из самых знаменитых художниц современности Марины Абрамович к своей ретроспективной выставке в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Работы радикального югославского перформера всегда вызывали горячие споры и оказывались в центре скандалов. Знаковый и провокативный перформанс в музее длился около трех месяцев (каждый желающий мог смотреть прямо в глаза Марине 30 минут). Невероятная женщина и художница, исследующая границы современного искусства, заставляет зрителей заглянуть внутрь себя, вызывает уважение и восхищение.
Вторая документальная картина американской журналистки Элисон Клэймен, запрещенная к показу в Китае, повествует о самом известном китайском современном художнике, «пекинском Энди Уорхоле» и хулигане Ай Вэйвэе. Акционист Ай Вэйвэй, поражающий своими инсталляциями, силой духа и мужеством в борьбе с беззаконием и лживостью властей, считается самой мощной персоной современного арт-мира. Он стирает границы между искусством и политикой.
Специальное событие фестиваля – показ глубоко пронзительного эмоционального российского фильма «Я буду рядом» режиссера Павла Руминова. Критики определяют картину как микромасштабное исследование на тему жизнелюбия. В центре мелодрамы – история шестилетнего мальчика и его мамы, внезапно заболевшей раком. Лента, получившая главный приз 23-го российского кинофестиваля «Кинотавр», была неоднозначно воспринята критикой и зрителями. Но, думаю, что после просмотра и творческой встречи все согласятся с мнением, что это качественное, по-настоящему доброе и человечное кино. Оно о дружбе, мужественности, самоотверженности. Искренняя и настоящая Маша Шалаева – главная удача этого фильма.
На Вечере немецкого кино мы поговорим о творчестве выдающихся режиссеров, живых классиков мирового кинематографа, лидеров «нового немецкого кино» - Фолькера Шлендорфа и Александра Клюге.
Военная драма «Штиль» автора знакового для немецкого кино фильма «Жестяной барабан» (1979) Фолькера Шлендорфа – 30-я по счету лента в биографии мастера. Являясь копродукцией двух европейских кинодержав, картина рассказывает о 17-летнем пареньке Ги Моке, ставшем национальным героем Франции. По словам Шлендорфа, он пытался «разглядеть и понять нашу общую историю – историю жертв и палачей». Для него это фильм о повиновении и чувстве вины. В экстремальных ситуациях, перед лицом смерти проявляются как лучшие, так и худшие человеческие качества.
Александр Клюге, начавший свою кинематографическую деятельность в конце 50-х годов в качестве ассистента великого немецкого режиссера Фрица Ланга, ставший одним из инициаторов «Оберхаузенского манифеста» 1962 года, является ключевой фигурой авторского кино в Германии.
Мы посмотрим эксклюзивную программу короткометражных телевизионных фильмов Александра Клюге, предназначенных для частного немецкого телевидения и являющихся своеобразной летописью последних десятилетий. Их считают своего рода рентгеновскими снимками немецкой истории и менталитета. Остроумные короткометражные фильмы обнажают актуальные проблемы современной жизни.
Надеюсь, эта программа, сформированная при поддержке Гете-института в Москве и приуроченная к недавнему 80-летнему юбилею Александра Клюге, станет сюрпризом для настоящих ценителей авторского кинематографа.
Приятно отметить, что наш фестиваль откроет сам Президент и генеральный директор компании «Кино без границ» - Сэм Клебанов, который был у нас в гостях три года назад, но, к сожалению, из-за катастрофической нехватки времени не смог пообщаться с активной киноманской публикой. Полагаю, на этот раз мы исправим положение дел, тем более, что сегодняшний формат фестиваля поможет нам в этом.
И последнее. Большинство картин нашего юбилейного фестиваля касаются нравственной проблематики, именно она сегодня выходит на первый план в современном авторском кинематографе. Авторы задаются вопросами, как остаться человеком при любых, даже немыслимых обстоятельствах, как остаться честным перед самим собой? И большинство наших героев находят выход из самых сложнейших, невероятных ситуаций, что, думаю, очень важно для нашего с вами мироощущения и восприятия современной жизни. Стойкость и величие человека непоколебимы, убеждают нас талантливые художники, и мы им верим.
Галина Жданкина, кандидат искусствоведения, руководитель студенческого киноклуба «Альтернатива» (ВГИИК)
27.03.2013
Лучший комментарий дня:
+22 Автор: Александер.
Интересно а почему на более мощные решили не подни ...
Худший комментарий дня:
-6 Автор: Макарыч.
Наивный. потому что сейчас большая часть автомоби ...
$ 100.68
€ 106.08