Фото из архива. © Волжский.ру
4 апреля во всём мире отмечают День бродячих животных, численность которых в России и в Волжском только растёт.
В Волгоградской области, по данным на сентябрь 2021 года, числилось 25524 безнадзорных собак (подробнее…). На улицах Волжского тем временем бродило почти 2 тысячи бродяг (подробнее…). По новым правилам, собак отлавливают, стерилизуют, вакцинируют и возвращают на улицу. Народные избранники посчитали, что этого достаточно, чтобы сделать их добрыми и безобидными. Подход быстро доказал неэффективность: голодные животные сбиваются в стаи и, естественно, ведут борьбу за выживание. От встречи с озлобленными, движимыми инстинктами, животными никто не застрахован.
Чиновники всех уровней ищут способы решения проблемы, а пока возлагают надежды только на работу активистов-волонтёров и их частные приюты. В Волжском, кстати, не существует муниципального приюта, а вот частных – сразу несколько.
Волжский.ру в преддверии праздника побывал в приюте «Любимки», познакомился с местными обитателями, узнал о поддержке властей и способах решить проблему безнадзорных животных.
Хозяйка Анастасия Левина на входе предупреждает о правилах поведения и особенностях содержания питомцев. Это единственный в городе приют, где собаки не сидят на цепи или в закрытых вольерах. Десяток четвероногих моментально обступает гостей: кто-то виляет хвостом, другие недоверчиво обнюхивают, третьи готовы запрыгнуть на ручки и облизать.
Такая встреча настораживает, но уже через 10 минут собаки теряют интерес и занимаются своими делами. Впрочем, недоверчивые четвероногие имеются, они предпочитают обходить стороной навязчивого журналиста.
По словам Анастасии, среди питомцев имеются те, кто на улице вёл себя неадекватно и пугал прохожих. Их можно узнать по биркам в ухе. В дружной компании и на сытных харчах характер быстро изменился.
Увы, но в приют счастливые псы не попадают. У каждого здесь сложная, зачастую трагичная, история взаимоотношений с человеком. Так, группу щенков выбросили в завязанном мешке на железнодорожные пути, псу Рику живодёры отрезали пальцы на лапке. Неподготовленного к жизни на улице Тимона выбросили из дома, он попал под машину и полностью лишился конечности. О некоторых зверствах волонтёры предпочитают не вспоминать, лишь добавляют, что видят много злости.
Во время прогулки по территории в глаза бросается обилие породистых собак, и, в частности, двух знатных овчарок. Арчи списали с кинологической службы из-за эпилепсии в 3 года. Его судьба была предрешена, но волонтёры забрали к себе. У Грайса дрессировкой нарушили психику, он бросался на всех без причины, а в приюте стал покладистым и добродушным.
Скромнягу хаски, который пугливо жмётся к калитке и иногда рычит на любопытных собратьев, передали в приют за несколько часов до приезда журналиста. Чистокровного голубоглазого красавца волонтёры нашли на обочине. Они несколько месяцев искали хозяев, которые так и не объявились, но держать у себя дольше не смогли.
На вопрос «Сбегают ли питомцы?» хозяйка замечает, что «от хорошей жизни не бегут». Несколько раз пути отхода находили напуганные новички. Но, например, Пончик вскоре сама вернулась.
С прошлого года здесь имеется «кошачий дом», который занял часть хозяйственного помещения. Сейчас здесь живут семь кошек с шикарной шерстью, которые как акробаты бегают по сетке, натянутой на стене, и вольготно растягиваются на лежанке. Первым жителем стал кот, потерявший ухо и пальцы на лапе, с серьёзной травмой бока: в дождь находчивый парнишка залез в трансформаторную будку.
В настоящее время приют переполнен: здесь уже живут 150 собак. Но звонки о помощи поступают круглосуточно, горожане везут сами или рассказывают о пострадавших, потерявшихся и брошенных животных.
Всех нужно кормить, обрабатывать от паразитов, делать прививки, стерилизовать, при необходимости – лечить, для каждого подготовить тёплый чистый дом. В среднем на одного питомца уходит 120 рублей в день. Если кто-то болеет, то расходы «раскидывают» на всех и получается уже до 200 рублей. Корм и вода всегда имеются в свободном доступе, раз в неделю их балуют овощами (сырая морковь, свекла, тыква) и сырым мясом. В рацион включали кашу, но недавно печка развалилась.
– Техника не выдерживает, остаемся только мы, неубиваемые, – смеётся Анастасия.
С 2017 года организация живёт только за счёт благотворительности. Одни помогают материально, другие приезжают ухаживать, вычёсывать, гулять и наводить порядок, третьи покупают будки или продукты. Пока мы беседовали с Анастасией привезли пакет сухого корма, который оплатили вместе с доставкой неизвестные благодетели.
– Окунувшись в эту сферу, вижу, что есть люди, которые от души хотят помочь. Их очень много, – отмечает волжанка.
Помимо директора в приюте числятся два техника по уборке и уходу Алла и Юля, «помощник на все руки» Михаил, а также столяр-плотник Володя. Ещё в приют приходят два ветеринара-хирурга, которые тщательно следят за самочувствием четвероногих, проводят процедуры и делают прививки.
Автономную некоммерческую организацию по защите животных «Мы вместе» зарегистрировали только летом 2021 года, но на участие в грантовых конкурсах и проведение информационной политики у руководства не хватает времени. Городские власти всячески поддерживают работу волонтёров, но лишь морально.
– Берём на себя нагрузку, тем самым выполняя часть муниципальных обязанностей. Мы бы с удовольствием взяли всех! Не против дополнительной работы или нагрузки, но некуда. И так как в банке огурцы. Нам необходима поддержка, – сетует Анастасия.
Некоторые организации готовы уже сейчас за свой счёт обустроить веткабинет и прогулочную зону. Но для этого пришлось бы брать в аренду дополнительные площади, а значит изыскивать средства на оплату. Снижать качество питания и содержания подопечных волонтёры не хотят.
В этом году власти Волжского согласились передать приюту в безвозмездное пользование участок. Однако предложили только один вариант, до которого не смогут добираться даже сами сотрудники. О развитии такой территории и тем более привлечении дополнительных средств не будет и речи.
О способах решения общероссийской проблемы брошенных животных Анастасия может говорить долго.
– Нужно повышать ответственность самих людей. Пока люди не осознают, что они причастны к этой ситуации, ничего не изменится. Сколько бы мы ни спасли, завтра появится ещё столько же. Собаки к нам не попадают с небес. 98% бродячих собак рождены дома, - отмечает волжанка.
По её мнению, исправить ситуацию может только комплексный подход: обучение детей поведению с дворовыми собаками, регистрация всех заводчиков, просветительская работа ветклиник и самое главное – массовая поголовная бесплатная стерилизация.
– Люди ещё до приобретения щенка должны понимать, что берут члена семьи и что расходы на него будут высокими. Сейчас же как? Наигрались – выбросили, заболела – выбросили, постарела или грызёт мебель – выбросили, родила – приплод выбросили. Так перекладывается ответственность на город и получается замкнутый круг, – сетует волонтёр.
Благодаря работе только одного приюта «Любимки» семью нашли около 1,6 тысячи брошенных собак, щенков и кошек. Всех их передали после стерилизации, а значит никто из них не принёс нежелательного потомства. В приюте находят верных друзей, строгих охранников и внимательных помощников. Именно такую роль играют собаки, которые попадают в семьи с особенными детьми.
– Не стоит гнаться за модой и покупать «чистокровных» собак. У нас сотни добрых и послушных, озорных и спокойных, преданных и искренне любящих друзей, в том числе породистых, – говорит Анастасия. И добавляет: У каждой собаки должен быть любящий хозяин.