Фото из архива. © Волжский.ру
Представляем 365 выпуск рубрики «Правовой Консультант». В этом выпуске: Как вернуть деньги, списанные с банковской карты физлица без его согласия?
Ответы подготовлены специалистами компании «Инженеры информации» с помощью справочно-правовой системы КонсультантПлюс.
ВОПРОС: Подскажите, пожалуйста, каким образом я могу вернуть деньги, списанные с банковской карты без моего согласия?
Банковские карты относятся к электронным средствам платежа. Законодательством для банка и клиента установлен ряд обязанностей, от соблюдения или несоблюдения которых зависит, будут ли клиенту возвращены суммы, похищенные с его счета, или нет (п. 19 ст. 3, ст. 9 Закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ).
1. Информирование об операциях со счетами
Банк обязан информировать клиента о каждой операции, совершенной с использованием его банковской карты, путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом (ч. 4 ст. 9 Закона N 161-ФЗ).
Банк обязан вернуть деньги, списанные с карты клиента без его согласия, если он не проинформировал клиента о списании. Если клиент был проинформирован и вовремя представил уведомление о несогласии, банк обязан возместить суммы, списанные после представления такого уведомления, а в отдельных случаях - списанные до его представления (ч. 12, 13, 15 ст. 9 Закона N 161-ФЗ).
При выявлении банком операций, соответствующих признакам перевода денежных средств без согласия клиента, банк должен приостановить использование клиентом банковской карты и предоставить ему в тот же день (в порядке, установленном договором) соответствующую информацию (уведомление) с указанием причины приостановления. Указанные признаки устанавливаются Банком России и размещаются на его официальном сайте (ч. 5.1, 5.2 ст. 8, ч. 9.1, 9.2 ст. 9 Закона N 161-ФЗ; Признаки, утв. Приказом Банка России от 27.09.2018 N ОД-2525).
Способы направления банком уведомлений различны: СМС-уведомления, рассылка по электронной почте, информирование через интернет-банк. При этом хотя бы один из способов информирования должен быть бесплатным для клиента.
2. Порядок действий при несанкционированном доступе третьих лиц к вашим счетам
Если вы обнаружили операции по банковской карте, которых вы не совершали (далее также - несанкционированные операции), рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Шаг 1. Убедитесь, что вы действительно не совершали данной операции
Причин для возникновения вопросов по списанию денег с карты может быть много. Например, при совершении покупки с использованием банковской карты деньги иногда не списываются сразу, а только блокируются на счете. Фактическое списание происходит в течение нескольких дней. Соответственно, не всегда сразу можно вспомнить, что деньги списаны по ранее совершенной покупке.
Также бывают случаи, когда СМС-сообщения о проведенных операциях по техническим причинам приходят с задержкой в несколько часов, что также может вызвать подозрения в неправомерном использовании вашей карты третьими лицами.
Для получения информации о совершенной операции вы можете, в частности, обратиться в банк либо самостоятельно произвести ее поиск в разделе "история операций" мобильного приложения.
Шаг 2. Незамедлительно позвоните в контакт-центр банка
Ваша обязанность - незамедлительно уведомить банк в случае утраты карты или ее использования без вашего согласия после обнаружения соответствующего факта, но не позднее дня, следующего за днем получения от банка уведомления об операциях (ч. 11 ст. 9 Закона N 161-ФЗ).
Телефон контакт-центра всегда указан на оборотной стороне карты. Вам необходимо безотлагательно сообщить оператору о совершении несанкционированных операций по вашей карте, а также попросить заблокировать карту. Возможно, оператор контакт-центра попросит вас выполнить еще какие-то действия.
Настоятельно рекомендуем выполнять все, о чем попросит оператор, а также не отказываться от блокировки банковской карты, так как это исключит риск дальнейшего осуществления несанкционированных операций.
Шаг 3. Обратитесь в отделение банка с претензией, а при необходимости также с заявлением в полицию
Если имеются подозрения в совершении противоправных операций с вашей картой, в частности мошенничества, следует обратиться в любое отделение полиции и написать заявление с просьбой возбудить уголовное дело по факту совершения преступления (ст. 159.3 УК РФ; ч. 2 ст. 141, ч. 1 ст. 144 УПК РФ).
Заявление в банк о несогласии с произведенными операциями может быть составлено по форме, предоставленной банком, или в свободной форме. По запросу банка к заявлению необходимо приложить дополнительные документы в зависимости от характера совершенной по банковской карте операции (например, постановление о возбуждении уголовного дела).
Иногда списание денег с карты происходит из-за технических сбоев. Например, операция может задвоиться, если при оплате вами покупки с карты списались две одинаковые суммы в адрес одного и того же продавца или при осуществлении покупки терминал выдал чек об ошибке/отмене операции, но деньги все-таки списались. В данном случае к заявлению необходимо приложить имеющиеся у вас чеки.
При положительном решении денежные средства будут возвращены на счет банковской карты или на иной счет, указанный вами в заявлении. В случае отрицательного решения вам должен быть предоставлен мотивированный отказ. По вашему требованию результат рассмотрения претензии может быть предоставлен вам в письменной форме.
Шаг 4. Обратитесь к финансовому уполномоченному
С 01.01.2021 по общему правилу вы можете заявить свои требования к банку в судебном порядке только после обращения к финансовому уполномоченному. Это, в свою очередь, возможно лишь после направления соответствующего заявления в банк с приложением копий документов по существу заявленного требования (ч. 1, 2 ст. 15, ч. 1 ст. 16, ч. 2 ст. 25, п. 5 ч. 1 ст. 28, ч. 2 ст. 29, ч. 3 ст. 32 Закона от 04.06.2018 N 123-ФЗ).
Шаг 5. Обратитесь в суд
Если денежные средства были списаны с банковской карты без вашего согласия, вы вправе обратиться в суд с требованием к банку, с карты которого были списаны денежные средства, о выплате процентов за неправомерное удержание денежных средств помимо процентов за пользование денежными средствами на банковском счете, предусмотренных договором (п. 1 ст. 11, ст. ст. 395, 856 ГК РФ).
В качестве подтверждения соблюдения досудебного порядка урегулирования спора вам необходимо представить в суд соответствующий документ, в частности решение финансового уполномоченного, с которым вы не согласны. При этом копия обращения в суд подлежит направлению финансовому уполномоченному (ч. 3, 4 ст. 25 Закона N 123-ФЗ).
3. Правила безопасности при использовании банковских карт
Часто причиной мошеннических операций является несоблюдение правил безопасности самими клиентами. Вернуть в таком случае списанные деньги крайне затруднительно. В связи с этим Банк России рекомендует, в частности (Письмо Банка России от 02.10.2009 N 120-Т):
• никогда не сообщать ПИН третьим лицам, в том числе родственникам и сотрудникам кредитной организации.
Справка. Пин-код банковской карты
Пин-код (персональный идентификационный номер) банковской карты - это комбинация из цифр, которая позволит вам использовать карту в банкоматах и терминалах для получения услуг. Многие банки позволяют сменить ПИН-код карты или предлагают придумать его самостоятельно, когда выдают банковскую карту. ПИН-код не должен знать никто, кроме вас, в том числе работники банка. Если кто-то спрашивает у вас ПИН-код - это явная попытка мошенничества;
• запомнить ПИН или хранить его отдельно от банковской карты в неявном виде и недоступном для третьих лиц месте;
• не передавать банковскую карту третьим лицам для использования;
• при получении банковской карты расписаться на ее оборотной стороне, если это предусмотрено (что снизит риск ее использования без вашего согласия).
ООО «Инженеры информации»
• продажа и обслуживание справочной правовой системы КонсультантПлюс;
• подписка на журнал для бухгалтера «Главная книга»;
• семинары-тренинги по бухгалтерскому учету и налогообложению.
Волжский, ул. Карбышева 76, офис 824-826
(8443) 25-57-83, 38-68-25 mail@enginf.ru, b2b34.ru