© Волжский.ру
Одними из самых обсуждаемых тем прошлого года стали масштабный ремонт дорог и благоустройство к юбилею города. Однако до сих пор не были озвучены итоги ремонта работ за 2019 год.
Волжский.ру узнал, почему сроки принятия обновленных объектов откладывались, и какие недочёты обнаружили при проверке новых дорог. Мы побеседовали с председателем комитета благоустройства и дорожного хозяйства Волжского Виталием Кокшиловым об итогах ремонта дорог к юбилею города, о мерах по повышению безопасности движения, а также о введении новой транспортной схемы.
− Виталий Александрович, в 2019 году в городе провели масштабный ремонт в рамках проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Вместо 10 первоначально запланированных объектов в порядок на сэкономленные средства удалось привести 15. Как Вы оцениваете результат и качество выполненного ремонта? Какие объекты и почему на сегодняшний день остаются не принятыми?
− Действительно, благодаря образовавшейся от проведения торгов экономии нам удалось перевыполнить запланированные показатели по протяженности отремонтированных автомобильных дорог на 4 километра. На сегодняшний день мы можем утверждать, что качество выполненных работ соответствует действующим нормам и требованиям технической документации. В настоящее время все объекты «БКАД» приняты, введены в эксплуатацию, прошли контроль и диагностику технадзором и КБиДХ города. Кроме того, проводилась независимая экспертиза, результаты которой были получены c помощью специального передвижного комплекса. Стоит отметить, что контроль за ходом работ осуществляли заместитель губернатора Волгоградской области Валерий Бахин и председатель комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области Анатолий Васильев, которые лично инспектировали все объекты.
По результатам программы «БКАД» за 2019 год выявили недочёты, две трети из которых подрядчики уже устранили в рамках гарантийных обязательств. Основные недочёты связаны со скоплением воды на тротуарах, в остановочных карманах и примыканиях. Таких мест в городе обнаружили немного в соотношении с общим масштабом работ - всего около 10-15. Те моменты, которые возникли, не носят системного характера. Некоторые нарушения не получилось устранить с первого раза из-за погодных условий. По этой причине работы было решено перенести на более теплый период.
− Каким образом в настоящее время ведётся претензионная работа КБиДХ в отношении подрядных организаций, нарушивших договорные обязательства по срокам работ в 2018 году? Будет ли предъявлено возмещение неустойки подрядчикам, выполнявшим юбилейный ремонт дорог?
− Существует единый подход в отношении подрядных организаций, нарушивших сроки проведения работ. В этом случае всем нарушителям направляют претензии с требованиями об уплате пени. Если подрядчики в добровольном порядке не хотят выплачивать штрафы, которые предусматриваются по закону, мы вынуждены взимать их через суд.
В настоящее время претензионно-исковая работа ведется в отношении некоторых подрядчиков, не выполнивших условия договора в 2018 году. Что касается работ прошлого года, то ни одна подрядная организация не выполнила в срок работы в рамках договора. Добровольные поступления от подрядчиков на данный момент уже есть. Работы по условиям контрактов должны были завершиться до 1 сентября, но фактически были окончены в октябре. Причина – поздно стартовали конкурсы по выбору подрядчиков. По основным дорогам контракты заключили только в мае. Подрядчикам нужно было успеть за 3 месяца сделать такие сложные объекты, как улица Оломоуцкая, Мира и Александрова.
− Какие нарекания были к работе подрядной организации ООО «Таганрогское ДСУ», обновлявшей дорожное полотно на проспекте Дружбы? Почему потребовалось перекладывать асфальтовое покрытие возле остановочных карманов, а также ремонтировать картами улицы 19 Партсъезда и Мира? Как, на ваш взгляд, на сегодняшний день обстоят дела с водоотведением на обновленных участках автомобильных дорог?
− Технадзор выявил недостатки во время ремонта асфальтового покрытия ООО «Таганрогское ДСУ». Нарекания возникли к ровности покрытия, укладке поперечных уклонов и монтажу бортового камня. Дефекты асфальтового покрытия появились в связи с неисправностью техники – во время работы на объекте сломался асфальтоукладчик. К качеству применяемых материалов вопросов нет.
По всем обнаруженным дефектам специалисты технадзора оформили предписания и претензии, в которых обозначили границы участков, которые нужно перефрезировать и уложить новый асфальтобетон. После устранения всех недостатков провели диагностику проспекта Дружбы, которая показала, что дорога находится в нормативном состоянии. Специалистами было дано положительное заключение. Вопрос с проспектом Дружбы на сегодняшний день закрыт.
Что касается скопления воды на остановочных карманах, то могу сказать, что эти недочёты практически все устранены. Изначально по проекту проспекта Дружбы предусматривалось, что вода с дороги будет уходить по продольно поперечному уклону. Однако дорожники выполнили его немножко неправильно. Чтобы устранить недочёт, в прошлом году подрядчик сделал водоотводной лоток, который провёл в канализацию.
На улице 19 Партсъезда специалисты технадзора обнаружили избыточное выпотевание битума из асфальтобетона. Дорожники отфрезеровали асфальт и уложили новый ЩМА.
− Какой объем работ по ремонту пешеходной инфраструктуры был произведен в 2019 году?
− В прошлом году только в рамках «БКАД» выполнили ремонт около 25 километров тротуаров. Кроме того, за счёт средств городского бюджета обновили около 4 километров пешеходных дорожек.
− Самым ожидаемым в прошлом году стало завершение первого этапа ремонта моста Волжской ГЭС. Расскажите, когда начнется следующий этап ремонта? Какие виды работ будут выполняться?
− В настоящее время заключён муниципальный контракт на проведение ремонта мостового комплекса в составе Волжской ГЭС на период 2020-2021 годов. Ориентировочный срок начала работ в зависимости от погодных условий – 15 февраля. Окончание работ намечено на 30 октября 2021 года. В течение двух лет дорожное покрытие будет заменено полностью.
− Как озвучивалось ранее, в 2020 году в рамках «БКАД» ремонтные работы затронут всего 9,5 км дорог на 9 объектах в городе. Это количество почти вдвое меньше, чем в прошлом году (подробнее…). С чем это связано?
− Ежегодно на ремонт автомобильных дорог выделяется 660 миллионов рублей. В 2020 году выполняется ремонт магистральных улиц и пешеходной инфраструктуры с обновлением тротуаров, заменой светофоров и дорожных знаков. В этом году изменится расположение остановочных пунктов на некоторых улицах, пешеходные переходы обустроят тактильной плиткой и дополнительным освещением. По сравнению с прошлым годом увеличится объем средств, направленных на ремонт мостового комплекса в составе Волжской ГЭС. Важно, что в нынешнем году продолжится строительство дороги на улице Карбышева. Таким образом, можно сказать, что протяженность отремонтированных дорог уменьшается пропорционально увеличению средств на капиталоёмкие проекты.
− Почему все подряды идут через МБУ «Комбинат благоустройства», который, в свою очередь передает их МБУ «Северное», а те своим субподрядчикам за ту же сумму? Кто придумал такую схему и зачем она нужна?
− Мы можем либо отыгрывать конкурс самостоятельно, либо отдать субсидии на иные цели подведомственному учреждению. В федеральном проекте есть такой план по процентам, как контракт жизненного цикла. На мой взгляд, совершенно логично, что за качеством выполнения работ, должны следить те, кто эти дороги будет потом обслуживать. У нас в городе дороги обслуживает МБУ «Комбинат благоустройства». Чтобы войти в норматив по контракту жизненного цикла в этом году мы решили отдать закупки Комбинату благоустройства. Они же смотрят за ходом работ, но в итоге принимать работу как заказчик всё равно буду я, председатель КБиДХ. Остальные процедуры конкурса по выбору подрядчика проходят в соответствии с федеральным законом.
− Утверждён ли перечень внутриквартальных проездов, которые обновят в 2020 году? Сколько средств из городского бюджета было заложено на данный вид работ?
− С 2019 года в целях оперативного и качественного проведения мероприятий в области контроля за соблюдением правил благоустройства жилой территории были созданы 12 общественных округов. Согласно действующему положению перечень ремонта и устройства внутриквартальных проездов и тротуаров формируется общественными округами. В настоящее время списки приоритетных объектов создаются из расчёта выделения средств - около 3 миллионов рублей на один округ. В городском бюджете на 2020 год на ремонт внутриквартальных проездов предусмотрен 21 миллион рублей, пешеходных дорожек – 15 миллионов рублей.
− В прошлом году в городе автоматизировали светофоры на аварийно-опасных перекрестках. Какую предварительную оценку можно дать этой работе?
− В прошлом году в рамках программы «Цифровое развитие Волгоградской области» 17 светофоров были оснащены локальной автоматизированной системой управления дорожного движения (ЛСУДД). Данная система является пилотным проектом и в настоящее время полный её функционал не используется. Она позволяет удаленно отслеживать техническое состояние светофоров. Благодаря системе в некоторых случаях устранить неисправности оборудования можно, не выезжая на место. В перспективе запланирована установка камер и удаленных датчиков движения, которые в режиме реального времени оценивают загруженность перекрестков и передают информацию на центральный сервер управления. Это позволит максимально сократить время пребывания автомобилей на перекрестках. Например, если на одном из направлений наблюдается высокая загруженность, в режиме реального времени ему продлевается зеленый свет. При возникновении ДТП на перекрестке режим работы светофора тоже автоматически может корректироваться. В зависимости от типов датчиков система может учитывать приоритет общественного транспорта, а также экстренных служб перед остальными участниками движениями.
− Не секрет, что в городе ведется оснащение дорог новыми дорожными камерами. На ваш взгляд, такой способ борьбы с нарушителями среди водителей эффективен? Пополнят ли городской бюджет штрафы с новых камер?
− Места размещения комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД определяются согласно статистическим данным анализа аварийности и применяются в целях предотвращения нарушений и как следствие снижения ДТП. Дорожные камеры предназначены для того, чтобы у водителя был дополнительный стимул соблюдения правил дорожного движения. Думаю, что оснащение камерами влияет на стабилизацию аварийности, поскольку в местах их установки количество ДТП снижается на 20-30%. К слову, штрафы с водителей, нарушения которых были зафиксированы камерами, в городской бюджет не поступают.
− За 2019 год в Волжском возросло число аварий и происшествий с участием детей. Расскажите, планируются ли какие-либо меры для улучшения состояния безопасности дорожного движения?
− Согласно официальной статистики ОГИБДД УВД России по городу Волжскому в 2019 году в ДТП нет погибших среди детей. В целях обеспечения безопасности в нынешнем году будет проведен комплекс мероприятий на автомобильных дорогах вблизи образовательных учреждений: установка (обновление) всех необходимых дорожных знаков, пешеходного ограждения, светофоров типа Т7 для привлечения внимания водителей, обустройство искусственных неровностей в местах пешеходных переходов.
− На днях Счетная палата представила результаты мониторинга выполнения программы «БКАД». Оказалось, что в ряде регионов после обновления дорог возросло число мест концентрации ДТП (подробнее…). Увеличение было зафиксировано в том числе и в Волгоградской области. Как Вы думаете, с чем связан такой прирост? Можно ли сказать, что динамика увеличения аварийности в Волжском подтверждает общероссийскую статистику?
− Могу согласиться с тем, что при улучшении качества дорожного покрытия увеличивается число водителей, нарушающих скоростной режим, а также правила проезда перекрестков. Недавний пример – в прошлом году по программе «БКАД» отремонтировали улицу Комсомольскую. Мы заметили, что водители перестали снижать скорость на перекрестке улиц Комсомольской и Карла Маркса, не обращают внимание на дорожные знаки и пешеходов. До того, как дорогу обновили, там не было никаких проблем. В этом и заключается весь парадокс.
Если рассматривать этот вопрос с точки зрения увеличения очагов аварийности, то нельзя сказать, что их количество в Волжском возрастает. Места концентрации ДТП изменяются, каждый год мы разрабатываем план мероприятий по их устранению. В настоящее время по проведенному анализу ДТП было выявлено 5 очагов аварийности: перекресток улиц Карбышева и Молодежная, в районе строения № 137 по проспекту Ленина, перекресток проспекта Ленина и улицы Молодогвардейцев, участок улицы Карбышева в границах улицы Молодогвардейцев и бульвара Профсоюзов, перекресток улиц Мира и Пионерская. Для сравнения − в 2018 году мест концентрации ДТП было 6.
− Вы упомянули, что участок улицы Карбышева в границах улицы Молодогвардейцев и бульвара Профсоюзов является очагом аварийности. Волжане жалуются, что каждое утро там образуются огромные пробки. С чем это связано?
− На перекрестке Карбышева и Молодогвардейцев изменили режим работы светофора, потому что в прошлом году там был очаг аварийности. Совместно с сотрудниками ОГИБДД был проведен анализ работы светофора. В результате приняли решение добавить фазу левого поворота для водителей при движении по улице Академика Королева и бульвару Профсоюзов. Например, раньше, когда автолюбители двигались по улице Академика Королева в сторону Карбышева, им нужно было пропускать встречный поток транспорта, чтобы повернуть налево. А теперь есть отдельная фаза для тех, кто поворачивает налево. Что касается пробок, пока жалоб от жителей к нам в комитет не поступало. Мы тестируем и проводим мониторинг движения в новом режиме. По последним данным, очага аварийности там больше нет.
− Как озвучивалось ранее, в рамках благоустройства города и устранения очагов аварийности в прошлом году установили 1300 метров турникетного ограждения. Не всегда бывает понятна логика установки барьеров для движения пешеходов. Поясните, пожалуйста, зачем возникли новые турникеты со стороны зеленой зоны на улице Космонавтов? Каков смысл ограждения безлюдной автомобильной дороги в поселке Краснооктябрьский?
− Прежде всего хотелось бы напомнить, что данные мероприятия проводятся для обеспечения безопасности дорожного движения. Установка пешеходного ограждения осуществляется для предотвращения выхода пешеходов на проезжую часть в неустановленном для этого месте, а также заезда транспорта на пешеходные и зеленые зоны. Согласно действующему ГОСТу пешеходное ограждение перильного типа применяют у всех регулируемых наземных пешеходных переходов с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону от пешеходного перехода. Конечно, вместо перильных ограждений может быть живая изгородь, но она должна быть по высоте такой, чтобы через неё не смог пройти пешеход. Если мы не устанавливаем турникеты в том месте, где они необходимы, сотрудники ОГИБДД имеют право выписать штраф за несоблюдение действующих правил.
Теперь возвращаясь к сути вопроса: на улице Космонавтов перильные ограждения установили на перекрестке улицы Космонавтов и проспекта Ленина в соответствии с ГОСТом. В поселке Краснооктябрьский ограждение появилось на улице Ленинской, которую обновили в рамках программы «БКАД» в прошлом году. Вдоль дороги там сделали тротуар. Для того, чтобы пешеходы и животные не выходили на проезжую часть, было решено установить необходимые ограждения.
− На одной из последних комиссий по безопасности дорожного движения обсуждался вопрос восстановления пешеходного перехода на перекрестке проспекта Ленина и улицы Гайдара (подробнее…). Вы высказались против возвращения пешеходного перехода, изменилась ли ваша позиция по этому вопросу сегодня? Есть мнение, что в настоящее время аварийно-опасным участком дороги является перекресток проспекта Ленина и улицы Молодогвардейцев. Необходимо ли провести мероприятия по обеспечению безопасности на данном участке дороги?
− Моя позиция по вопросу восстановления пешеходного перехода на перекрестке проспекта Ленина и улицы Гайдара осталась неизменной. В течение трех лет на этом месте мы пытались убрать очаг аварийности всеми способами: устанавливали дорожные знаки, меняли режим работы светофора, подключали новый светофор Т7 с кнопкой. Но всё было бесполезно, люди перебегали дорогу, не глядя на светофор. Нужно было убирать очаг аварийности, мы убрали пешеходный переход и установили перильные ограждения. Да, теперь нужно пройти 150 метров до ближайшего пешеходного перехода, но если дело касается безопасности движения разве — это много? Да, мы можем установить пешеходные переходы через каждые 50 метров для удобства жителей всех ближайших домов, но тогда у нас будут пробки на дорогах.
По поводу участка дороги на перекрестке проспекта Ленина и улицы Молодогвардейцев могу сказать, что в целях стабилизации роста аварийности в 2019 году там были установлены все необходимые средства: дублирующие дорожные знаки пешеходного перехода, пешеходное ограждение, светофоры, изменен режим работы светофора. На перекрестке установлены комплексы фотовидеофиксации нарушений ПДД. В настоящее время специалистами проводится мониторинг дорожной обстановки на данном объекте.
− Как на сегодня в городе обстоят дела с реализацией программы «Формирование комфортной городской среды»? Довольны ли Вы предварительными результатами? К каким подрядчикам были замечания?
− За два года реализации программы «Формирование комфортной городской среды» в Волжском благоустроили 17 территорий: 11 территорий – в 2018 году, 6 территорий – в 2019 году. Результатами проведенного благоустройства я доволен. На общественных территориях были выполнены работы по устройству пешеходных дорожек, высадке зеленых насаждений, установке детских и спортивных площадок, лавочек и урн, монтаж опор освещения, восстановление поливочного водопровода, устройство газона. На мой взгляд, особенно удачным в прошлом году получилось комплексное обновление улицы Александрова в 21 микрорайоне. Здесь удалось не только обновить территорию у МУП «Дом быта», но и полностью преобразить зеленую зону на участке улицы Александрова от улицы Пушкина до Мира. По программе «БКАД» мы обновили дорожное полотно улицы, а на сэкономленные средства отремонтировали малую Александрова. Я думаю, что именно так и должно происходить обновление городских пространств. Могу сказать, что в процессе выполнения работ по программе благоустройства претензии по выявленным дефектам предъявлялись ко многим подрядчикам, но все вопросы были урегулированы в рабочем процессе.
− С начала 2020 года в России вступили в силу поправки, связанные с правилами парковки во дворах коммерческого транспорта. Волжане надеются, что нововведения помогут освободить дворы от стоянок маршруток и такси на зеленой зоне. Какие меры, по вашему мнению, могут спасти дворы жилых домов от засилия автотранспорта? Могут ли автолюбители рассчитывать, что новые стоянки появятся в этом году?
− Действительно, согласно приказу Минтранса России, запрещается стоянка коммерческого транспорта во дворах. Однако в основном внутридворовую территорию занимает транспорт самих жильцов. Стоянка на зеленой зоне и в прошлые годы была запрещена законодательством. Для выявления подобных нарушений и привлечения к ответственности водителей в Волжском работает комплекс «ДОЗОР-М» («бывший ПАРКОН»). Только за 2019 год с помощью него к ответственности были привлечены 10 468 водителей. По моему мнению, такая мера крайне эффективна с той точки зрения, что штрафы получают все без исключения нарушители. Однако, на мой взгляд, размер штрафов, который утвержден в этом случае для водителей, не выдерживает никакой критики. Для водителей штраф в 1000 рублей один раз в месяц не является весомым аргументом, чтобы перестать парковаться на зеленой зоне. Если посчитать, приблизительно столько же в месяц обходится муниципальная стоянка. Думаю, что если бы штраф подняли до 3000 рублей, то это заставило бы водителей задуматься.
В настоящее время в городе работают 6 муниципальных стоянок, в том числе введенная в эксплуатацию в прошлом году стоянка на площади Труда. Планируется, что в 2020 году откроются ещё 3 автостоянки: на улице 87 Гвардейской, 37а, в районе улицы Пушкина, 190, а также на территории 41 микрорайона напротив улицы Волжской Военной Флотилии.
− Не могу не задать вопрос о принятии новой транспортной схемы, которая вступает в силу в 2021 году. Поделитесь вашим мнением, как может измениться работа общественного транспорта в городе?
− Я думаю, что за общественным транспортом будущее, но не всё происходит так быстро, как мы того хотим. На днях я присутствовал на видеоконференции с участием министра транспорта РФ Евгения Дитриха, который рассказал о системном подходе правительства РФ в отношении транспорта и дорог. Сначала пришли к тому, чтобы обновить дороги и подумать об их безопасности и сохранении по программе «БКАД». Теперь в России утвердили дополнительную программу помощи замены подвижного состава. Государство квотирует государственные лизинговые компании, за счёт этого у муниципалитетов появляется возможность закупить автобусы от 10 миллионов рублей.
В ближайшие годы мы планируем взять в лизинг 40 автобусов: 20 автобусов в 2021 году, 10 автобусов – в 2022 году, 10 автобусов – в 2023 году. Сегодня в лизинг взяты 50 автобусов. Нужно понимать, что это серьезная нагрузка на МУП «Волжская автоколонна № 1732», поэтому закупка будет происходить в течение 3 лет. Обновление начнётся со вступлением новой транспортной системы.
В 2021 году число маршруток уменьшится почти в 3 раза. Сегодня мы все понимаем то, что в городе их абсолютно избыточное количество. Кроме того, не выдерживает никакой критики состояние транспорта. Жалобы от жителей поступают на водителей маршруток, которые могут себе позволить закурить в салоне, когда в нем находятся пассажиры, включить громкую музыку и многое другое. Исходя из вышесказанного, мы решили увеличить количество маршрутов у автоколонны. Основную транспортную работу в городе будут выполнять автобусы большой вместимости, а маршрутки будут иметь вспомогательную функцию.
Хотелось бы отметить, что новая транспортная схема – это абсолютно прозрачный документ. В этом году будет проведен конкурс среди перевозчиков, на который мы приглашаем всех жителей города, в том числе журналистов и волжских активистов. Важно, что по новым правилам все маршрутки будут оборудованы GPS-навигаторами, и у нас, как у контролирующего органа, появится доступ ко всем данным перевозчика. Мы сможем отслеживать выполняются ли условия контракта перевозчиком, нарушают ли водители ПДД. Для нас важно, чтобы водители осуществляли безопасные перевозки пассажиров вовремя. Все, кто предложит лучшие условия, смогут работать в новой системе.