Зоя Ломакина: «В нашей школе учатся внуки моих учеников»


© Волжский.ру

Накануне Всемирного дня учителя Волжский.ру побеседовал с победительницей конкурса «Лучшие учителя России» 2008 года Зоей Павловной Ломакиной.

Зоя Павловна работает учителем русского языка и литературы в школе № 19. В 1983 году ей было присвоено звание «Отличник народного образования РСФСР». Сейчас она является одним из самых опытных педагогов города Волжского. Общий стаж её работы в школе составляет 50 лет. Мы узнали у Зои Павловны, тяжело ли в наше время быть учителем в школе и как нужно воспитывать современных детей.

− Зоя Павловна, расскажите, о том, как Вы стали учителем? Мечтали ли об этой профессии с детства?

− Да, я с детства хотела быть учителем. Росла в большой семье в поселке Красный Октябрь Среднеахтубинского района. В семье было четверо детей, мама воспитывала нас одна. Как только я сама научилась писать и читать еще в начальной школе, начала заниматься с младшими детьми. Исправляла им задания красными чернилами в тетради, даже ставила оценки. По этой причине у меня даже не было сомнения, какую специальность выбрать.

Окончив школу, мне нужно было быстро получить профессию и идти работать, чтобы помогать семье. Поступила в Дубовское педучилище – единственное на тот момент учебное заведение, в котором готовили учителей. Сразу после окончания педучилища в 1969 году стала работать учителем русского языка и математики в школе поселка Маяк Октября Ленинского района. Затем преподавала русский язык в поселке Степной. Так в общей сложности я отработала 15 лет в деревенской школе и 35 лет в волжской школе № 19.

− Рассматривали другие варианты работы для себя?

− Если бы я не стала учителем, то, наверное, была бы врачом. Это важная и ответственная профессия. От врача зависят здоровье и жизнь многих людей. Хотя учитель тоже выполняет важную роль – воспитывает будущие поколения.

− Почему Вы стали учителем русского языка? Вы любили этот предмет в школе?

− Я очень любила писать сочинения. До сих пор мне нравится русское слово и выразительное чтение. Более 30 лет я руководила драматическим кружком «Росинка». Вместе с детьми мы сами ставили по 2-3 спектакля каждый год по произведениям из отечественной литературы, например, по повести «Барышня-крестьянка» А.С. Пушкина. Для участия в них мы привлекали и других учителей. Спектакли пользовались успехом не только в нашей школе, но и в городских и областных конкурсах.

− Приходилось ли Вам брать на себя классное руководство? Что для Вас значил каждый класс, которым руководили?

− Много лет я была классным руководителем. Даже не знаю, сколько выпусков у меня всего было. Иногда я брала сразу два класса, например, 7-й и 10-й класс. Среди выпускников есть много тех, кто выбрал в каком-то смысле мою дорогу. Так, например, некоторые ученицы стали переводчиками, журналистами и учителями. Моя ученица стала заведующей кафедрой по подготовке иностранных студентов в Волгоградском политехническом университете. Там иностранцев обучают русскому языку.

Я очень люблю свою работу. Всех своих учеников и их родителей, конечно, помню. С теплом вспоминаю класс, который в 2008 году выиграл в городском конкурсе «Самый лучший класс». После победы в конкурсе мы вместе с детьми поехали на озеро Эльтон. Наверное, это был мой самый лучший выпуск.

Требую уважения ко мне и другим ребятам, сидящим в классе

− Вы строгий учитель? Как поддерживаете дисциплину в классе?

− Признаюсь честно, я очень люблю «приколы». За годы работы с детьми могу сказать, что с ними нужно уметь по-доброму пошутить, не отвечать на их порой колкие выступления грубостью. Никогда не читаю детских записок, не позволяю себе хамства в отношении учеников. Но, соответственно, требую уважения ко мне и другим ребятам, сидящим в классе. В обиду их никому не дам. Недавно я удалила девочку с урока, потому что она обижала одноклассников и мешала им заниматься. Очень строго слежу за тем, чтобы ребята на уроке внимательно следили за тем, что я пишу на доске, и слушали меня. Требую от учеников аккуратности в тетрадях. Я люблю «поиграть» на уроке с 5 классом, потому что считаю, что в их возрасте должно быть больше заданий в игровой форме. На уроке во время подготовки к выразительному чтению, я запускаю с ними песочные часы.

Вообще у меня в школе есть свой авторитет. Как не крути, я самый старый учитель. В нашей школе уже учатся внуки моих бывших учеников. Вопросы о дисциплине у меня может быть еще возникали в начале моей работы, когда я 19-летняя учительница преподавала выпускникам в деревенской школе. Но сейчас для меня нет таких сложностей в работе.

− Правда ли, что сегодня дети стали менее грамотными, хуже поддаются воспитанию?

− Что касается грамотности, это абсолютная неправда. Среди моих учеников были и есть много талантливых детей. Мои ученики неоднократно участвовали и побеждали на областных олимпиадах по русскому языку и литературе. Одна ученица даже была на Всероссийской олимпиаде по русскому языку в Санкт-Петербурге. На мой взгляд, очень многое в учебе зависит от учителей начальной школы. Например, сейчас меня радуют ученики из 5 «Г» класса. Они оказались подготовленными к старшей школе. С ними мне нравится работать.

Если говорить о воспитании детей, то нужно отметить, что многое идет из семьи. Да, школа дает образование. Но важна и заинтересованность родителей в воспитании детей. Родители не должны перекладывать всю ответственность за воспитание детей на учителей. Для школьников важно, чтобы родители участвовали в их жизни, приходили к ним на праздники и родительские собрания. При этом нужно не забывать, что дети должны быть самостоятельными. Мы знаем много примеров, когда родители делали домашние работы за детей, убирали за ними дома, встречали со школы во взрослом возрасте. Но нужно приучать детей к собранности, самостоятельности и организованности, потому что именно такой подход поможет им в дальнейшей работе и семейной жизни.

− Большинство родителей хвалят советскую систему образования. Как Вы считаете, почему? Какая система образования лучше, на Ваш взгляд?

− В современной системе образования меня, в первую очередь, не устраивает ее усиленная направленность на компьютеризацию. И тут дело не в том, что я человек другого поколения, я пользуюсь ноутбуком и другой техникой. Но порой возникает ощущение, что из-за заботы о современных технологиях мы упускаем из образования детей что-то важное. Когда учитель пишет материал на доске, у учеников включается зрительная память, почерк учителя является образцом для детей. Современные школьники используют при подготовке домашней работы компьютер и планшет, чтобы найти варианты вариантов. Это приводит к тому, что они не проявляют творческой самостоятельности. На мой взгляд, сегодня нужно уделять внимание развитию речи учеников. К чему может привести постоянное использование компьютеров и планшетов на уроках? По моему мнению, только к ухудшению зрения. У нас уже сейчас многие дети в классах сами просят пересадить их поближе на первую и вторую парту из-за проблем со зрением. Раньше таких детей было гораздо меньше.

С осторожностью я отношусь к экзамену в виде тестирования и считаю, что заданий много, и они одинакового уровня для всех. По моему мнению, советская система образования учила детей быть более самостоятельными.

− Что бы Вам хотелось изменить в методах преподавания или подходе к школьному обучению? Какой подход к преподаванию используете сами?

− На уроках литературы мы вместе с моими учениками читаем вслух, инициируем чтение по ролям. Ведь посмотреть фильм или прочитать краткое содержание они могут и дома. Родители моих учеников и дети знают, что я очень внимательно отношусь к ведению тетради. Всегда оставляю замечания в тетрадях школьников, пишу много о почерке и не только. Я пишу замечания не в дневник, а в тетрадь ученика, чтобы замечания не видели другие учителя. На мой взгляд, только так можно обратить внимание родителей. Надеюсь, что они проверяют тетради своих детей. Кстати, я умею не только видеть ошибки, но и похвалить за хорошую работу. Думаю, что тогда для учеников есть стимул развиваться дальше.

Важна заинтересованность родителей в воспитании детей

− Оценки детей – это показатель работы учителя?

− Да, я, скорее всего, согласна с этим. И думаю, что завышение оценок ни к чему хорошему не приводит. От учителя зависит насколько серьезной будет подготовка к экзамену школьника. Своих учеников я действительно отлавливала перед экзаменом, заставляла зазубривать правила, как писать сочинения наизусть. Но это и помогло девятиклассникам сдать ОГЭ. Конечно, я переживала за них, отправляя их с тревогой и волнением. Была очень рада, когда оказалось, что русский язык сдали все. Вообще мне часто говорят, что я всех выучу.

− Всегда ли отличники – это самые умные дети в классе?

− Отличники бывают разные. Есть просто, что называется, от природы умные дети, которым легко дается процесс обучения, они многое знают уже даже в небольшом возрасте. Есть те, которые всего добиваются своим трудом и терпением. Такие ученики заслуживают моего уважения, потому что они, как правило, самостоятельно дополнительно работают над своими ошибками. Конечно, многое зависит от поддержки родителей. В классе всегда есть такие дети, которые, хотя и не учатся хорошо, но всегда могут ответить на любой вопрос. Эти дети сообразительные, но ленивые. Им, как правило, не хватает терпения и усердия. А вообще отличники в школе – не всегда бывают успешными в жизни. Одни задатки ума еще ничего не дают, нужна организованность и терпение для того, чтобы достичь своей цели.

− Посоветуйте, что делать, если ребенок отстает в учебе.

− Здесь ничего другого не придумать, как только заниматься дополнительно по предмету. Если есть средства, лучше нанять репетитора, если нет – можно поговорить с учителем. Я всегда занимаюсь по возможности дополнительно с учениками, которые ко мне приходят, объясняю им непонятные вопросы.

Необходимо с раннего детства развивать зрительную память ребенка. Не нужно зазубривать со школьником правила, но он должен их понимать. Родители должны читать с детьми дома, чтобы они учились слушать.

− Случалось ли Вам не знать ответа на вопросы, которые задают дети по предмету? Как выходили из ситуации?

− Да, такое бывает. Я же человек, поэтому не могу знать ответы на все вопросы. Тем более, когда дело касается олимпиад по русскому языку. Если встречаются трудные задания, я вместе с учениками смотрю в толковый, фразеологический словари или в словарь заимствований. Думаю, что учитель должен уметь признавать свои ошибки и быть честным с детьми.

− Русский язык постоянно изменяется. Например, ударения в слове «творог» сегодня можно ставить как на первый, так и на второй слог. Как вы относитесь к нововведениям в языке?

− Я плохо отношусь к заимствованиям в языке. Но современный человек их использует и должен знать. Этого требует время. Например, не понимаю, зачем говорить слово дискуссия вместо спора, или компромисс вместо уступки. Для того, чтобы говорить правильно, нужно заучивать слова с пятого класса, обращая внимание на транскрипцию и ударение.

Я люблю детей и школу

− Сколько времени у Вас уходит на проверку тетрадей? Как долго длится Ваш рабочий день?

− Мой рабочий день в среднем длится около 8-9 часов. Я работаю с понедельника по четверг, в пятницу у меня методический день. В субботу и в воскресенье – выходные. В один день у меня бывает примерно 6 уроков, остаюсь заниматься с учениками дополнительно. Работаю в первую и во вторую смену, поэтому бывает, что домой возвращаюсь уже вечером. Но я не жалуюсь, очень люблю свою работу. Конечно, проверка тетрадей занимает много времени, так как я подхожу внимательно к каждой домашней работе. Плюс еще успеваю подготовиться к урокам.

− Школьные каникулы – это праздник для учителей? Скучаете ли Вы без своей работы?

− Порой скучаю на летних каникулах, хочется зайти в школу и вернуться к детям. На всех остальных каникулах учителя, как правило, работают.

− Какой карьерный рост возможен у учителя? От чего зависит зарплата педагогов?

− Зарплата педагогов зависит от категории и стажа. За мой стаж – 50 лет работы в школе – мне дополнительно платят 2500 рублей. Плюс еще есть надбавка за то, что я имею почетное звание «Отличник народного просвещения РСФСР». Таким образом выходит зарплата около 29 тысяч рублей.

За годы своей работы один год я была завучем школы. Но поняла, что мне больше нравится роль учителя.

− Что Вам нравится в профессии?

− Я люблю детей и школу. Радуюсь успеху своих учеников и коллег.

− В чем Вы видите минусы своей профессии?

− Самый главный минус в том, что я привыкла всех поучать. Порой не замечаю этого. Считаю, что только мое мнение правильное. Особенно это чувствуется в семье. Непроизвольно поправляю, если кто-то неправильно ставит ударения в словах.

− Легко ли быть учителем? Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать хороший учитель?

− Самое главное качество, которым должен обладать учитель – это любовь к детям. По отношению к детям не может быть никакого высокомерия. Настоящий профессионал должен хорошо знать свой предмет, но не забывать о том, что всем людям свойственно ошибаться. Конечно, учитель должен сам не переставать учиться всю жизнь, совершенствоваться в профессии и постоянно узнавать что-то новое.

− Что бы Вы хотели пожелать своим коллегам в профессиональный день?

− Я желаю всем учителям творческих успехов, целеустремленности и сплоченного коллектива. Думаю, что это очень ценно, когда в коллективе есть взаимопонимание между коллегами.

Записала: Ирина Тимофеева
Пятница, 04 октября 2019 12:00:23