Волжский растет и развивается, а вместе с этим в городе растет и количество транспорта, ведется реконструкция улично-дорожной сети. К сожалению, не все волжские автомобилисты справляются с меняющимися дорожными условиями. Как следствие, растет дорожно-транспортный травматизм разных категорий людей.
С вопросами о работе в рамках происходящих изменений и поиске путей решения возникающих проблем Волжский.ру обратился к начальнику ОГИБДД УМВД РФ по городу Волжскому Василию Калошину.
– Василий Анатольевич, Вы возглавили отдел ГИБДД в Волжском сравнительно недавно. Как, на первый взгляд, Вы оцениваете дорожную ситуацию?
– В должности начальника отдела ГИБДД по городу Волжскому я работаю со 2 июля 2019 года. Но для города Волжского я – человек не совсем новый. С 2015 по 2017 годы я здесь работал в отделе технического надзора, поэтому город и его проблемы мне знакомы. Вопросов, требующих внимания и разрешения, очень много. Прежде всего, мы ведем анализ дорожно-транспортных происшествий на территории города, проводим статистику. Так, с 2012 года в городе Волжском количество зарегистрированного транспорта увеличилось на 54%.
– Каков сегодня штат ОГИБДД по городу Волжскому? Достаточно ли этого количества сотрудников для обеспечения безопасности на дорогах?
На территории города Волжского работает строевое подразделение Отдельная рота ДПС ОГИБДД УМВД по городу Волжскому штатной численностью 65 человек и Отдел ГИБДД штатной численностью 15 человек. Также на территории города Волжского находится регистрационное подразделение, которое оказывает госуслуги по линии регистрации транспортных средств, приему экзаменов и выдаче водительских удостоверений.
– Какова аварийность в городе на сегодняшний день?
– Что касается состояния аварийности за 7 месяцев 2019 года, то, к сожалению, произошло 223 ДТП, в которых 8 человек погибло и 296 получили ранения. По сравнению с прошлым годом мы имеем рост по всем трем показателям – количеству ДТП, погибшим и раненым. Тенденция по увеличению количества ДТП с пострадавшими имеет место с 2016 года. Этот рост обуславливает целый ряд факторов.
Вместе с тем, по мотоциклам имеем 7 ДТП, в которых 9 человек пострадало. По сравнению с прошлым годом наблюдается снижение по количеству фактов ДТП на 12,5%. Свою положительную роль имеет работа мотогруппы ГИБДД в период мотосезона. Вот эта категория участников дорожного движения начинает понимать, что она не бесконтрольна.
– Как в городе обстоит ситуация с детским дорожным травматизмом?
– Дети, с моей точки зрения, самые незащищенные участники дорожного движения. На сегодняшний день у нас динамика по количеству ДТП с участием детей – 33 ДТП в этом году, в которых пострадало 37 детей. Из них 10 ДТП произошли по неосторожности ребенка. В относительных цифрах рост составил 13,8% по количеству ДТП и 19,4% – по раненым. Причем, только за август совершено 12 дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадало 14 детей. Такой динамики у нас не было на протяжении последних 6 лет. Особую озабоченность вызывает то, что мы находимся на старте нового учебного года, дети вернулись из лагерей, приступили к учебе. За период летних каникул утрачиваются знания и навыки безопасного поведения в городе. В этой связи хотелось бы обратиться к родителям, чтобы они, в свою очередь, провели со своими детьми разъяснительные беседы, пообщались, еще раз напомнили детям о правилах поведения на проезжей части. В школах ГИБДД будет проводить дополнительные занятия, но все начинается в семье. Если родители своим примером не могут показать детям правила поведения на дороге, то добиться динамики снижения данного вида ДТП нам не удастся.
– По чьей вине страдают дети?
– По категориям детей, которые пострадали в ДТП – 9 пешеходов, 17 пассажиров транспортных средств. То есть половина детей, пострадавших в ДТП за 7 месяцев 2019 года, пострадали по вине взрослых. Хотелось бы довести до взрослых, в том числе водителей, то, что существуют требования ПДД по перевозке детей с использованием специальных детских удерживающих устройств. Штраф за отсутствие удерживающего устройства составляет почти половину стоимости того же самого кресла. Неужели жизнь и здоровье ребенка не стоят этих денег?! Упрощать тут не надо! Цена вопроса – жизнь маленького человека.
– Что Вы можете сказать об аварийности с участием велосипедистов?
– У нас произошло 10 ДТП с участием детей-велосипедистов. Динамика за 7 месяцев составила +400%! Динамические характеристики велосипедов сейчас таковы, что детки наши могут перемещаться со скоростью, иной раз сопоставимой со скоростью движения автомобиля. Их внезапное появление на проезжей части приводит к такого рода последствиям. На внутридворовых территориях, там, где видимость для водителей ограничена стоящими транспортными средствами, водители не всегда в состоянии принять меры к предотвращению ДТП. Хотя, конечно, водитель будет нести ответственность в соответствии с законодательством, если будет установлена его вина в совершении ДТП. Но зачастую вина лежит и на родителях, которые позволяют своим детям без присмотра управлять данным транспортным средством.
– Существуют ли эффективные методы борьбы с нарушителями-пешеходами? Какова статистика ДТП за последние 7 месяцев? Какие меры были приняты и принесли ли они свои результаты?
– Пешеходы зачастую переходят дорогу в неположенных местах, выходят на проезжую часть, не убедившись в безопасности. Таким поведением взрослые показывают негативный пример детям. Тем не менее, по наездам на пешеходов у нас за 7 месяцев наметилась положительная динамика. Количество ДТП сократилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 5,9%. Произошло 64 наезда на пешеходов, в которых 5 человек погибли и 63 – ранены. То есть из 8 погибших на дорогах за 7 месяцев 5 – пешеходы. Четыре из них переходили проезжую часть вне пешеходного перехода. Контроль за деятельностью пешеходов у нас постоянно ведется. К сожалению, пешеходы негативно воспринимают факт обращения к ним инспектора ДПС. Если водителю есть, что терять, то пешеходы считают, что их нельзя привлечь к ответственности. Но существует статья в КоАП, эта статья работает. За 7 месяцев мы привлекли к административной ответственности почти 3 тысячи пешеходов.
– Как на сегодняшний день обстоит ситуация с аварийностью с участием общественного транспорта? Какие меры по повышению безопасности пассажирских перевозок сегодня применяются?
– По вине водителей автобусов за 7 месяцев произошло 20 ДТП, в которых ранения получили 24 человека. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года идет динамика снижения на 25,9%. Большой массив данных ДТП занимает такой вид как падение пассажиров в автобусах – 12 ДТП. Как показывает анализ, большинство из тех, кто упал, это лица преклонного возраста, которые в силу своих физиологических особенностей получают телесные повреждения. Мы проводим профилактическую работу, выезжаем в автоколонну, беседуем с водителями и руководством. Поставлен вопрос об оборудовании автобусов автоколонны видеорегистраторами. В салонах автобусов размещается информация о необходимости держаться за поручни.
В целом, что касается маршрутных транспортных средств, практически ежемесячно проводятся рейдовые мероприятия под кодовым названием «Автобус». В этой связи особое внимание уделяется так называемым маршруткам. Частники не всегда в состоянии обеспечить надлежащее техническое состояние этих маршруток и контроль за водительским составом. Поэтому мы вынуждены в рамках действующего законодательства принимать меры надзорного характера в отношении должностных и юридических лиц, на которых возложена обязанность по приведению автотранспорта в надлежащее состояние, обеспечению соблюдения ПДД водителями, проведению предрейсового осмотра водителей и техсостояния транспортных средств. На сегодняшний день к административной ответственности привлечено более 500 водителей автобусов, более 80 должностных и юридических лиц. Пока цифры нам расслабляться не дают и на сегодняшний день именно общественный транспорт остается одним из приоритетных направлений деятельности.
– ДТП на плотине Волжской ГЭС, которое произошло 3 августа, похоже, никого не оставило равнодушным. Какие факторы обусловили тяжесть последствий аварии, помимо выезда на встречку?
– В июле и августе произошло еще 2 ДТП и количество погибших возросло до 11 человек. Наиболее резонансное ДТП было совершено на мостовом переходе 3 августа. Одним из сопутствующих факторов, способствовавших совершению данного ДТП, стала скорость. После этого нами было принято решение об установке на данном участке дороги передвижного комплекса фотофиксации нарушений. Это ДТП имело большой общественный резонанс, в сожалению, не стало уроком для многих. И тому свидетельство – это выявляемое количество нарушений скоростного режима с момента установки камеры. Порядка 400 нарушений в день! Что самое страшное в этом ДТП пострадали дети, двое детей, у одного из них – травматическая ампутация руки. Дети – они как маленькие заложники ситуации, дети были пассажирами. Но взрослые, которые управляют транспортными средствами, из этой ситуации почему-то выводов не делают.
А некоторые люди умудряются еще сотрудникам, осуществляющим охрану прибора (камеры фотофиксации нарушений ПДД – прим. ред.), чинить определенные проблемы, угрожать. Но люди, охраняющие прибор, не выносят постановлений. Тут надо четко понимать, что постановления по делу об административном правонарушении с использованием приборов автоматической фиксации выносят должностные лица Центра автоматической фиксации административных правонарушений в области дорожного движения. Если кто-то несогласен, существует правовой механизм обжалования этих постановлений.
– Оцените организацию движения на плотине Волжской ГЭС в период проведения дорожного ремонта.
– Состояние плотины таково, что проведение ремонта поверхностного слоя асфальта не приводит к долговременным результатам. Поэтому тот ремонт, который ведется сейчас, он вынужденный. Он проводится впервые с момента постройки и ввода в эксплуатацию моста. Масса нареканий и обращений граждан поступает по поводу пробок и организации движения на мостовом переходе. К сожалению, другой альтернативы нет. Плотина требовала проведения того объема работ, который проводится в настоящее время. Естественно, движение затруднено, так как оно осуществляется по одной полосе в каждом направлении. Поверхностный слой асфальта не всегда позволяет двигаться с приемлемой скоростью, поэтому возникают пробковые ситуации. Я призываю набраться терпения. КБиДХ издал постановление об ограничении движения грузовиков по плотине. Знаки установлены, мы работаем по этим знакам, ведем административную практику. Пока работы ведутся в соответствии с графиком, будем надеяться, что пуск той полосы, на которой ведутся работы, произойдет как запланировано, и в зимний период пробковых ситуаций на мостовом переходе не будет.
– Улучшение качества дорог в городе влияет на аварийность?
– Сейчас в городе Волжском в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» проводится модернизация улично-дорожной сети. С одной стороны – это хорошо, развивается транспортная инфраструктура города, дороги становятся комфортными для управления. Но в то же самое время это вызывает и озабоченность – начинается злоупотребление скоростным режимом.
– Как влияет на аварийность установка камер? Какие нарушения эти камеры фиксируют в настоящее время?
– За комплексами фотофиксации административных правонарушений на дорогах – будущее! На сегодняшний день на территории города работает 12 стационарных комплексов и 2 передвижных. Передвижные комплексы позволяют нам гораздо быстрее реагировать на изменение дорожной ситуации. Зря думают многие, что цель их установки – это исключительно пополнение бюджета. Так, установка комплексов фотовидеофиксации на перекрестах Александрова-Ленина и Александрова-Карбышева, которые были очагами аварийности по итогам 2017-2018 годов, позволила добиться значительного снижения аварийности. По итогам 7 месяцев мы имеем на данных участках по 1 ДТП, в каждом из которых пострадало по 1 человеку. То есть комплексы работают и на профилактику, в том числе. Комплекс непредвзято фиксирует дорожную обстановку и наказание за нарушение следует неотвратимо. На 100% камера инспектора не заменит, но, с учетом значительного увеличения транспорта, ситуация на дорогах была бы значительно хуже, если бы этих комплексов не было. Камеры, которые установлены на перекрестках, фиксируют превышение скоростного режима и проезд на запрещающий сигнал светофора.
– Для чего нужны «умные светофоры», которыми собираются оборудовать перекрестки Волжского?
– Система «Умный светофор» предназначена для оптимизации дорожного движения и для повышения пропускной способности перекрестков с помощью динамического управления сигналами светофоров. Система позволяет оценивать загруженность перекрестков и изменять фазы светофорного регулирования. В Волжском ею предполагается оборудовать 17 перекрестков. Это позволит в пиковые часы максимально разгрузить перекрестки. Но с учетом роста количества автотранспорта, если у нас не будет развития улично-дорожной сети: расширения проезжих частей, строительства транспортных развязок – система «Умный светофор» не станет панацеей.
– Насколько эффективна может быть система «умных светофоров» с точки зрения влияния на аварийность? На какой период приходится пик аварийности в течение дня?
– На основе анализа аварийности за 7 месяцев в городе Волжском ДТП в большей степени происходят в период с 18.00 до 20.00 часов, то есть, когда все торопятся домой. А сейчас сокращается световой день и не за горами период, когда «часы пик» будут приходиться на вечерние сумерки. В этот период прогнозируется еще больший рост числа ДТП. Для предотвращения данной ситуации в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» мы получаем приборы для измерения освещенности участков дороги. Эту работу на постоянной основе будут проводить сотрудники дорожного надзора. В случае выявления несоответствий установленным нормативам будем принимать меры, в том числе административного воздействия.
– Как на сегодняшний день Вы оцениваете освещенность улично-дорожной сети в Волжском?
– В целом город освещен нормально. Есть моменты, где требуется подсветить пешеходные переходы. В частности, у учебных заведений, чтобы дети могли безопасно переходить дорогу рано утром или возвращаясь домой после второй смены.
– Насколько полезны в темное время суток световозвращающие элементы?
– В осенне-зимний период, когда идет дождь или другие сложные погодные условия, резко увеличивается количество наездов на пешеходов. Человек в темной одежде на неосвещенной дороге или в свете встречных фар практически невидим для водителей. Водитель может заметить пешехода с расстояния 30-50 метров. Со световозвращающими элементами это расстояние увеличивается до 150-250 метров. И сегодня мы рекомендуем световозвращающие элементы к обязательному ношению как детям, так и взрослым. Это необходимость!
– Прокомментируйте решение городских властей ликвидировать регулируемый пешеходный переход на пересечении проспекта Ленина и улицы Гайдара. ГИБДД в курсе демонтажа пешеходного перехода, существовавшего десятилетиями?
– По результатам 2017-2018 годов на данном перекрестке был очаг аварийности. Этим летом данный пешеходный переход был оборудован светофором вызывного действия и камерой фотофиксации. В результате приведения к такому нормативному состоянию данный участок дороги перестал быть очагом аварийности. О принятии решения по демонтажу данного пешеходного перехода ГИБДД уведомлено не было. По сути мы были поставлены перед фактом, когда разметка была демаркирована и установлено ограждение. Мы этой проблемой озабочены, безусловно. У нас на рассмотрении, в частности, находится большое количество обращений граждан, обеспокоенных необходимостью перемещения по соседним пешеходным переходам, которые расположены на значительном удалении. Особенно проблема коснулась пожилых людей и детей, обучающихся в школе № 10.
В адрес администрации города Волжского было направлено письмо о необходимости предоставления в наш адрес обоснований для ликвидации данного пешеходного перехода. Ответ пока не поступил.
– Что Вы думаете о засилии турникетов в городе? Мало того, что они откровенно портят внешний вид городских улиц, городские активисты утверждают, что турникеты буквально превращаются в «осколочную гранату» при ДТП, раня своими разлетающимися деталями людей. Достаточно ли они безопасны?
– Такой статистки, подтверждающей факты причинения увечий водителям, пассажирам или пешеходам деталями турникетного ограждения в случае ДТП, у нас нет. Это в большей степени чье-то субъективное мнение. А что касается наличия турникетного ограждения – это вынужденная необходимость. Это касается правосознания и норм поведения: когда человеку трудно понять, что здесь переходить нельзя, к сожалению, мы вынуждены его ограничить физически путем установки турникетов. Например, с помощью турникетов мы смогли ограничить выход детей на проезжую часть у всех школ. В настоящее время у каждой школы, расположенной вблизи проезжей части, установлено турникетное ограждение.
– Как Вы оцениваете организацию движения в районе дорожной развязки у нового моста через Ахтубу? Какова статистика ДТП на данном участке?
– В рамках надзорной деятельности нами выявлялись недостатки в содержании улично-дорожной сети, принимались меры по установке светофорного объекта на съезде со второго пускового комплекса. Но развязка в полной мере заработает только тогда, когда будут все-таки решены проблемы финансирования. К сожалению, на сегодняшний момент эта проблема есть и мы вынуждены констатировать факты совершения дорожно-транспортных происшествий. С начала года здесь совершено 4 ДТП с пострадавшими. В июне было организовано совещание с участием представителей подрядной организации. Были приняты меры по устранению выявленных недостатков. Нанесена временная разметка, установлены дополнительные дорожные знаки. Принятые меры на сегодняшний день позволяют в достаточной мере организовать на данном участке безопасное движение. Кроме того, перед мостовым переходом буквально недавно установлены камеры автоматической фиксации, которые, в том числе, осуществляют контроль средней скорости.
– Снижение максимальной скорости движения в городе помогло бы улучшить аварийную ситуацию?
– Я думаю, да. Правосознание граждан таково, что ненаказуемое превышение в виде 20 км/ч позволяет двигаться со скоростью 80 км/ч. Снижение данного порогового показателя на 10 км/ч, по моему мнению, должно положительно повлиять на снижение уровня аварийности. Поскольку во многих ДТП одним из сопутствующих факторов является скорость. Снижение скоростных лимитов, во всяком случае, позволит минимизировать тяжесть последствий от ДТП.
– Еще одна опасность на дороге – пьяные водители. Как обстоят дела с пьянством за рулем в Волжском?
– На сегодняшний день мы имеем небольшое снижение аварийности с участием пьяных водителей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По итогам 7 месяцев пьяными водителями совершено 13 ДТП, в которых 1 человек погиб и 20 получили ранения. В прошлом году было 15 ДТП, в которых пострадало 34 человека. Но проблема не потеряет своей актуальности. Об этом, в частности, свидетельствует количество привлеченных к ответственности лиц – более 300 водителей. Несмотря на ужесточение ответственности, несмотря на проводимые профилактические мероприятия, люди позволяют себе садиться за руль в состоянии опьянения.
– Какие меры на посту руководителя городского отдела ГИБДД Вы намерены предпринимать для стабилизации ситуации на дорогах Волжского?
– Проблемы безопасности на дорогах не решаются только ужесточением наказания или только профилактикой. Это комплекс мер. Мы продолжим работу в школах, будем работать и с будущими мамами, проведем профилактические беседы в перинатальном центре. По линии пропаганды – это и беседы на автотранспортных предприятиях. Это проведение рейдовых мероприятий, в том числе с участием общественности и привлечением детей. Это информирование пешеходов с использованием громкоговорящей связи. Ну, и в рамках действующего законодательства, безусловно, будем продолжать выявлять, пресекать и принимать меры административного воздействия к участникам дорожного движения, допустивших нарушения ПДД. Также - развитие системы фотовидеофиксации нарушений.