© Волжский.ру
Осуществить мечту – это настоящее счастье. К сожалению, на это способен не каждый человек. У многих не хватает смелости для того, чтобы сделать решительный шаг. О том, чтобы стать волынщиком, волжанин Александр Кочетков мечтал с 14 лет. Но из-за финансовых трудностей он долгое время не мог себе позволить приобрести дорогостоящий музыкальный инструмент. Через 20 лет ему удалось исполнить свою мечту и научиться играть около 60 различных музыкальных произведений. В настоящее время он является единственным волынщиком в Волгоградской области и живет в Волжском вместе со своей женой и дочкой. Волжский.ру побеседовал с нетривиальным музыкантом о его творчестве и выступлениях.
− Александр, расскажите, кто Вы по профессии и чем занимаетесь в свободное время?
− Я работаю простым рабочим на заводе «Волжскрезинотехника», испытываю на прочность рукава (резиновые шланги). Моя супруга Елена – педагог-организатор в школе № 30. Мы, так сказать, классическая мечта советского кинематографа. После работы я самостоятельно учусь играть на музыкальном инструменте. Жена профессионально занимается плетением из бисера.
− Когда в первый раз услышали волынку? Почему понравился этот музыкальный инструмент?
− Волынку впервые услышал, когда мне было 14 лет. Это была музыкальная композиция «Герой» британского мультиинструменталиста Майка Олдфилда. До сих пор это одно из моих самых любимых произведений волыночной музыки. Мне понравилось, как звучит волынка, и захотелось научиться на ней играть.
Я не понимал разницу между большой и малой шотландской волынкой. Не представлял, что в мире существуют и другие волынки. Но мечтал об этом инструменте. И эта мечта казалась мне на тот момент настолько непостижимой и несбыточной, как для многих, например, стать космонавтом, или научиться летать.
− Что стало толчком для осуществления Вашей мечты? Как Вы смогли накопить на волынку?
− После рождения дочери, я решил посмотреть в интернете, сколько стоит настоящая большая шотландская волынка. Увидев цену, еще раз убедился, что волынки у меня никогда не будет. А потом произошел разговор с одним человеком на тему, к чему нужно стремиться музыканту, и вообще, творческому человеку. Мы поспорили о том, что должно являться самоцелью: творчество или доход, который оно будет приносить. Меня задело то, что молодой человек стремился в первую очередь зарабатывать на творчестве.
Затем состоялся разговор с моей женой, я рассказал Лене о своей мечте. К счастью, она меня поддержала. В течении двух лет мы откладывали деньги на покупку большой шотландской волынки. В то время казалось, что, купив волынку, больше не будет никаких проблем. Конечно, я ошибался и не понимал на тот момент, куда влезаю. К инструменту потребовалось множество дополнительных деталей и аксессуаров. В общей сложности на волынку и костюмы мы потратили около 280 тысяч рублей.
− Говорят, что Вы заказали волынку из Шотландии, это правда? Почему инструмент пришлось привезти из-за рубежа?
− Да, мы с женой решили, что если приобретать, то лучше сразу качественный инструмент, сделанный на его исторической Родине. А вообще в каждой стране есть свои мастера. Даже у нас в России, но они задирают цены, так как здесь их единицы. А в Шотландии этих продавцов очень много, поэтому получается, что дешевле приобрести волынку там. Кроме того, опыт по производству волынок у мастера из России в лучшем случае равняется 20 годам. В Шотландии волынки делают столетиями.
− У Вас есть музыкальное образование? Играли на каких-либо инструментах раньше?
− К сожалению, у меня нет музыкального образования, нотной грамоты не знаю. В юности я освоил блок-флейту, играл на варгане. Пробовал учиться на гитаре, но понял, что ближе мне духовые инструменты. Конечно, не зная нот, я подбираю все мелодии на слух, но, на самом деле, это очень сложно. Помогают видеоуроки и выступления профессиональных волынщиков в интернете.
− Помните ли Ваше знакомство с инструментом? Кем были первые слушатели?
− К приезду волынки мы особенно готовили нашу дочку, ставили ей записи волыночной музыки. Но одно дело запись, а другое дело услышать её вживую. Когда я первый раз дунул в инструмент, дочь заревела, выбежала из комнаты и захлопнула за собой все двери. Долго ревела, мы не могли ее успокоить. Первую фразу, которые мы от нее смогли добиться: «Папа, обещай, что больше никогда не будешь играть на волынке».
Соседи через стенку первое время спрашивали нас на улице, на чем интересном мы таком играем, что звучит похоже на волынку. Я ответил, что это она и есть. В принципе конфликтов с ними не было. У меня существует специальный режим для игры. В выходные дни играю не раньше 10.00 часов и не позже 19.00 часов, чтобы не доставлять никому неудобства. Кроме того, для репетиций я приобрел себе практис-чантер – приспособление для обучения игре и разучивания мелодий. На нем я могу играть, не оглушая никого вокруг.
− Вы упомянули, что пришлось купить дополнительные детали для волынки. А что это было?
− Мне не понравился звук волынки в начале. Выяснилось, что сумка пропускала воздух, ее пришлось поменять на новую синтетическую сумку с молнией. Пластмассовые трости, которые стояли в дронах (трубках), тоже заменили. Дело в том, что за счет них и создается различный мелодичный звук. Поменяв их на тростниковые малышки, я добился необходимого эффекта. Стоимость одной такой малышки − 7,5 фунтов (около 600 рублей). У нас таких 10 тростей, так как со временем их приходится менять. Из Шотландии для них пришлось даже заказывать специальные маленькие резиночки, которые не выпускают в России. Там их делают из силикона или медицинской резины. Для инструмента мне также понадобились конопляные нитки, которые уплотняют соединения. Но и этого я не смог найти в нашей стране. Вообще аксессуаров к волынке выпускается около 70-80. Начиная от клапанов, которые вставляются под дроны, и, заканчивая манометрами, которые позволяют начинающему волынщику следить за давлением в сумке.
− Можно ли сказать, что волынка для шотландцев – это тоже самое, что балалайка для русских? Какие особенности есть у этого инструмента?
− Большая шотландская волынка – это один из самых распространенных и легкоузнаваемых видов волынки. Она прошла большой эволюционный путь. Изначально был только один дрон (трубка). Потом к нему добавился еще один, стало два тенора. Затем присоединили еще и бас. В современном виде три дрона создают монотонный гул, а саму мелодию волынщики наигрывают на чантере, в котором располагаются отверстия. По правде, говоря, волынка является бабушкой органа. Это самый громкий в мире музыкальный инструмент.
Самая высокая частота звука у волынки – около от 478 до 492 ГЦ. Остальные музыкальные инструменты не превышают порога 446 ГЦ. Рекорд дальности распространения звука в горах – 6 километров. Это очень тяжелый для игры инструмент. Звук ее кажется непривычным для человеческого уха. Из-за этого у людей с особым чувствительным слухом, звуки волынки могут вызывать панику и чувство тревоги. С помощью волынки шотландцы создавали шумовой эффект перед боем, а вовремя битв использовали, как сигнальный инструмент.
Некоторые говорят, что волынка для шотландцев – это такой же инструмент, как для русских балалайка. Но это не совсем так. Да, балалайка – наш национальный музыкальный инструмент, но это больше элемент экзотики в наше время. В Шотландии нет ни одной улицы в населенных пунктах, где не жило хотя бы одного волынщика. Тоже самое можно сказать о килте (шотландской юбке): в Шотландии невозможно пройти по улице, чтобы не встретить человека в традиционном костюме. У нас же косоворотку и картуз надевают только по определенным праздникам члены национальных народных коллективов.
− Правда ли, что Вы специально купили шотландские национальные костюмы для всей семьи?
− Да, мы приобрели шотландские костюмы, чтобы гармонично смотреться с инструментом и следовать традициям. Конечно, мне можно было надеть, например, вместо хосов (полушерстяных длинных гольф для килта) обыкновенные гольфы или гетры, но без традиционного образа я бы выглядел, как русский клоун, пытающийся быть похожим на шотландца. Для выступлений у меня есть килт, хосы, броги (специальная обувь), спорран (поясная сумка), головной убор, жилетка и жакет. Ничего этого в мужском варианте у нас в стране не продается, кроме обуви и рубашки.
В своих выступлениях я пытаюсь не только выглядеть, как шотландский волынщик, но и полностью следовать их традициям, которых, кстати, не мало. Есть определенные правила, как нужно держать волынку, каким образом двигаться по сцене и совершать поклон для зрителей. Каждый раз, выходя к зрителям, я по сути открываю им свою мечту.
− Что сегодня есть в Вашем репертуаре?
− В моем репертуаре на сегодняшний день есть кавер-версии рока и альтернативы, музыкальные темы из фильмов и мультфильмов. Могу сыграть «We will rock you» группы Queen, произведения группы Scorpions, The Beatles, Элтона Джона, Билли Джоэл, Мадонны. Особенно необычно на волынке звучит композиция «Wings of a Butterfly» HIM. Из фильмов могу сыграть мелодии из культовой экранизации «Последний из могикан», музыку из «Звездных войн», произведение Вагнера, которое было использовано в «Пиратах Карибского моря». Конечно, я могу исполнить музыку из «Властелина колец» и «Хоббита». В репертуаре есть песни из новых мультфильмов − «Холодная сердцем», «Смолфут», «Семейка Крудс», «Свинка Пеппа», и советских – песня маленького «Умки» и «Маленькой елочке холодно зимой».
Но больше счастья и удовольствия мне доставляет исполнение традиционной шотландской музыки. Она гораздо сложнее и гармоничнее звучит на волынке. Эта музыка возникала в реалиях шотландской культуры и впитала в себя всю многогранность истории прошлых веков.
− Зарабатывайте ли Вы игрой на волынке? Сколько можно получить за одно выступление?
− Для меня выступления − это не просто средство заработка. Я приобрел этот инструмент для души. Мой первый гонорар был 50 рублей. Мы возвращались вместе с семьей после моего первого публичного выступления на станции юннатов в рамках благотворительного мероприятия. Навстречу нам по улице шел немного «веселенький» мужчина. Он достал из кармана самую мятую купюру и протянул мне ее. Я сохранил ее. Но если серьезно, после одного из выступлений в Волгограде у меня появилось много предложений на коммерческой основе от различных учреждений и частных лиц в городе-герое. Пока удалось только «отбить» стоимость одного чантера. От некоторых предложений приходится отказываться, так как люди не представляют, что они хотят увидеть и услышать. Волынка – это идеальный инструмент для выступлений на открытых пространствах на улице, но не в помещениях. В плане торжественности этому инструменту нет равных. Однако необходимо понимать, что я не могу сыграть на шотландской волынке традиционную казахскую или марийскую музыку, или выступить вместе с битбоксером на одной сцене. Принципиально отказываюсь играть после 23.00 часов в городе, так как звуком волынки можно разбудить весь микрорайон.
В вопросах цены волынщики в России едины: 15 минут выступления стоят 5000 рублей. К слову, мои расценки значительно ниже общероссийских.
Мой рекорд непрерывной игры – 15 минут. Под конец после выступления начинает сводить не только руки. Но в первую очередь устает челюсть, скулы и горло. После игры бывает сложно разговаривать. Конечно, мастера, которые занимаются этим по 20-30 лет, могут играть по 40-50 минут. Но после этого человеку нужно неделю отдыхать.
− На какие городские мероприятия Вас приглашают?
− Часто меня спрашивают о том, где я выступаю у нас в городе и куда меня приглашают. К сожалению, вынужден признать, что у нас в городе со мной категорически не хотят сотрудничать представители городского управления культуры. Возможно, что настолько бесперспективным видят это направление творчества. Я все-таки тешу себя надеждой, что со временем ситуация изменится.
В городе я сотрудничаю с руководством Волжского музейно-выставочного комплекса, вместе с которым мы придумываем и реализуем различные проекты, а также с руководством Музея памяти солдат войны и правопорядка и Центральной городской библиотеки. В этом году в нашем городе мы с Александром Барановым провели акцию «Сегодня была война», в День памяти и скорби, 22 июня. Несмотря на палящее солнце было приятно увидеть, что многие жители пришли специально послушать мое выступление в намеченных точках города.
Для меня лучшей оценкой акции стала благодарность одной из слушательниц – женщины, которая подошла ко мне после выступления у «старой мельницы» со слезами на глазах. Я понял, что мы движемся в правильном направлении, и эти акции мы не проводим напрасно.
В ближайшее время мое выступление волжане смогут услышать 23 июля на сцене парка «Новый город» на Фестивале музыки и танца.
− Какие эмоции Вы испытываете, когда выступаете на публике? Как чаще всего реагируют зрители во время выступлений?
− Эмоции, когда я первый раз явил себя миру на первомайской демонстрации, сравнимы с теми, когда я говорил «да» на регистрации в ЗАГСе. Непередаваемые ощущения от игры – абсолютное счастье. И, конечно, я рад, когда со мной вместе присутствует моя семья. Я безумно благодарен моей супруге за то, что она помогла мне воплотить мою единственную материальную мечту.
Чаще всего зрители реагируют на меня позитивно. Особенно дети. Всегда задают много вопросов о том, что это за инструмент. Я с радостью рассказываю о своем увлечении, делюсь опытом. Многие люди подходят ко мне сфотографироваться. За два года сколько я выступаю, у меня скопилось столько фотографий, сколько, кажется, не было за все предыдущие годы жизни.
− Увлекаетесь ли чем-то еще помимо музыки?
− В жизни у меня до встречи с волынкой было несколько серьезных увлечений. Долгое время еще в юности я был в числе толкинистов, руководил двумя городскими клубами для любителей фэнтэзи, участвовал в больших фестивалях в Дубовке в роли главного злодея − Саурона. На один из таких крупных фестивалей я в качестве служанки пригласил свою будущую жену.
Уже после свадьбы мы с Леной случайно увлеклись коллекционированием морских раковин − конхиломанией. Мы собрали коллекцию, включающую 600 различных видов и подвидов ракушек за 3 года. Вместе с женой мы любим посмотреть анимэ, но без крови и жестокости. Произведениями Джона Рональда Толкиена наша библиотека пополняется до сих пор.
− О чем Вы сейчас мечтаете?
− Конечно, мечтаю о том, чтобы моя дочь пошла по моим стопам. Для нее мы уже купили миниатюрную детскую волынку, на которой она сможет учиться с 8 лет. Пока она хочет играть, но возможно, что ее интерес к музыке пропадет. Мне хотелось бы выступить с дочкой дуэтом, и я надеюсь, что когда-нибудь это произойдет.