На фоне все более развивающихся технологий и средств сотовой связи и услуг, предоставляемых абонентам, растет и количество правонарушений в данной сфере.
Примеры наиболее часто встречающихся телефонных мошенничеств.
- «Подарок». Вам позвонили на мобильный телефон и представились сотрудником сотовой компании. Голос в телефонной трубке сообщает о выигрыше, обладателем которого Вы стали благодаря «лотерее» среди своих абонентов. Призы и подарки: от недорогого мобильного телефона до иномарки, или предоставление бесплатной связи в течение нескольких месяцев. Условия получения приза - купить одну или несколько карт экспресс-оплаты и сообщить номера тому же голосу в трубке.
- «Благотворительность». Самый безобидный способ мошенничества, который также начинается с телефонного звонка. В ходе разговора Вас просят поделиться бонусными баллами и активировать их на номер звонившего, что некоторые и делают из чувства сострадания.
- «Один звонок». Мошенник звонит жертве на мобильный телефон и сбрасывает звонок до тех пор, пока не последует ответный звонок. Жертва чаще всего из любопытства или возможно важного пропущенного звонка набирает номер, с которого осуществлялись звонки, и вскоре получает счет за соединение, стоимость которого значительно выше обычного соединения.
- «Клонирование». Абонент на некоторое время передаёт свой телефон с SIM-картой неизвестным (для закачки мелодий или картинок, ремонта телефонного аппарата, создания мульти-SIM-карты и др.). За несколько минут мошенники считывают электронный код SIM-карты, после чего могут сделать любое количество копий карты и пользоваться связью в разных странах. Счета за оплату придут истинному владельцу.
- «Переадресация». Абоненту звонят, представляясь сотрудником сотовой компании, просят помочь в тестировании сети /услуги/сервиса либо нового тарифа и т.п. и набрать определённые комбинации на клавиатуре мобильного телефона. Данные манипуляции либо лишают бонусных баллов, либо активируют такую услугу, как переадресация вызовов. Мошенник говорит со своим собеседником, а деньги списываются со счета абонента.
- «Не тот абонент». Вам кладут на телефон крупную сумму денег. Якобы, случайно, на самом деле преднамеренно, при этом сохраняя чек. Звонят вам, сообщают, что случайно положили деньги на телефон, и просят, чтобы вы им эти деньги вернули - положили на их телефон. Вы, как честный гражданин, идете и кладете деньги. Выбрасываете чек. А через некоторое время телефонные мошенники приходят к сотовому оператору и говорят, что положили деньги не на тот абонентский номер. И им возвращают средства. В результате, жулики получают и ваши деньги, и свои.
- «Трагедия». Одним из самых популярных и доходных для мошенников является мобильный шантаж, когда злоумышленники звонят жертве и сообщают, что ее родственник попал в аварию или сбил человека, либо представляются вашим родственником, имитируя при этом голос. Звонящий, сославшись на произошедшую с ним беду, быстро передаёт телефон другому человеку, который, представившись, например, сотрудником милиции, предлагает жертве избежать судебного разбирательства, за определенную сумму.
Как показывает практика, из 100 звонков подобного рода два, три у мошенников срабатывают. Необходимо оценить ситуацию и сделать «паузу». Постараться сориентироваться, позвоните своим ближайшим родственникам, близким. Если их телефоны не отвечают, обзвоните знакомых и друзей, чтобы выяснить судьбу человека. И, безусловно, позвонить в полицию по всем известному телефону «02». Своевременный звонок поможет пресечь или раскрыть преступление.
Только силами правоохранительных органов данный вид правонарушений не искоренить. Будьте бдительны, не поддавайтесь на подобного рода провокации.