Спасая жизни: плюсы и минусы работы персонала «скорой помощи»


© Волжский.ру

Накануне, 28 апреля, в России отмечался День работников скорой медицинской помощи. В этот день принято поздравлять представителей этой сложной и ответственной профессии.

В Волжском неотложную помощь населению оказывают работники двух подстанций филиала ГБУЗ «Клиническая станция скорой медицинской помощи» (КССМП). Самой молодой из них является подстанция № 2, которая располагается на улице Пушкина, 93. Отсюда врачи и фельдшеры «скорой» чаще всего выезжают на вызовы к жителям новой части города.

Волжский.ру побывал на подстанции скорой помощи № 2 и познакомился со спецификой профессии. Придя на подстанцию, мы попали в период дневного затишья. Количество звонков от нуждающихся в неотложной помощи увеличивается после 18.00 часов. Как говорят медработники, «часы пик» длятся до 24.00 часов. В это время возрастает число экстренных вызовов.

− Ночью люди вызывают «скорую» гораздо чаще. Связано это, возможно, с человеческой психологией. Днем, когда есть свет, угроза здоровью не кажется такой страшной. А вот ночью, когда уже нет возможности обратиться в поликлинику, люди начинают звонить нам, − рассказал старший врач подстанции № 2 Сергей Маслиев.

Сергей Маслиев работает на «скорой» уже более 25 лет. Он руководит персоналом подстанции. Но раньше он работал во врачебной кардиологической бригаде скорой помощи. Сергей Маслиев вспомнил, что в городе существовала одна подстанция неотложной помощи на улице Комсомольской. По советским стандартам в городах на 10 тысяч жителей должна была приходиться одна бригада «неотложки». Хотя эти нормы редко соблюдались.

− Сейчас в филиале 28 бригад «скорой», из которых 14 работают на Пушкина. На подстанции № 2 работают около 25 врачей и 150 фельдшеров. За каждой машиной «скорой» закреплены по 4 водителя, которые работают посменно и отвечают за состояние автомобиля. Еще есть санитары и другой персонал, − пояснил Сергей Маслиев.

Большую часть структуры СМП составляют общепрофильные бригады: фельдшерские и врачебные. Согласно приказу о комплектации скорой помощи, врачебную бригаду составляют один врач и фельдшер. Днем на линию выходит одна врачебная и фельдшерские кареты скорой помощи, но к вечеру вместе с фельдшерами дежурят несколько дополнительных врачебных бригад.

На подстанции есть и специализированные бригады. К ним относится психиатрическая, в которой работают по 3 человека: опытный врач, фельдшер, а также санитар. Такая «скорая» имеет возможность госпитализировать пациента в недобровольном порядке с применением методов физического стеснения.

Кроме того, на подстанции работает врачебная педиатрическая бригада, в состав, которой входят только врачи, имеющие право оказывать помощь маленьким детям до года. При небольшой загруженности «скорой» они же выезжают на вызовы к пациентам до 3 лет. Врачи отмечают, что работать с детьми до года сложно, поскольку они не могут рассказать о том, что у них болит. Малыши требуют внимательного осмотра. Всего в Волжском есть три бригады по работе с детским населением, одна из которых расположена на подстанции № 2.

Врачебной спецбригады анестезиологии и реанимации в городе пока нет, хотя необходимое оборудование и автомобили для этого имеются. Для того, чтобы спецбригада появилась, врачам необходимо пройти дополнительное специальное обучение.

Условная граница между старой и новой частью проходит по бульвару Профсоюзов до площади Труда. Бригады подстанции № 2 выезжают, как правило, на вызовы по новой части города. Но при возникшей необходимости они приезжают и в старую часть.

Врачи и фельдшеры на подстанции работают посуточно. Будний день может длиться по-разному: 9 или 15 часов. Как правило, медработники берут дополнительные рабочие часы. К слову, ночное дежурство оплачивается выше.

− Врач работает по графику сутки через трое на ставку, которая считается по часам. Но, как правило, у персонала выходит больше. У некоторых получается 1,5-2 ставки, − рассказал Сергей Маслиев. – Зарплата у нас неплохая, недавно прибавилась. Врачи «скорой» получают от 50 000 рублей. У фельдшеров зарплата в среднем выходит около 30 000 рублей. Ответственность на фельдшерах и врачах практически одинаковая.

У врачей «скорой» есть свои категории, в зависимости от которых зарплата может становиться выше. Для того, чтобы получить вторую категорию необходимо отработать 3 года, первую – 5 лет. Высшую можно заслужить, отработав 7 лет по специальности. Добавим, что врачам необходимо подтверждать категорию каждые 5 лет, проходя обучение в Волгоградском медицинском университете.

На подстанции № 2 имеется оперативный отдел, куда поступают звонки на весь волжский филиал СМП. В оперативном отделе работают три оператора и старший врач. С 23 апреля на «скорой» тестируется новый метод приема звонков, когда вызовы по номеру «103» и «03» поступают в центральную диспетчерскую службу в Волгоград. После приема вызова заполненные медкарты попадают к операторам по единой системе скорой помощи. Ранее к подобной обработке вызова пришли и по приему звонков на номер «112».

− Прием вызова строго регламентирован. Звонок должен быть принят в течение двух минут, − рассказали операторы. − Самое большое время порой уходит на уточнение адреса. По правилам, в течение четырех минут с момента приема звонка, бригада должна выехать на место.

В сутки оперативный отдел обрабатывает около 300-320 звонков, которые направляют на обе волжских подстанции скорой помощи. За 2018 год в Волжском было принято более 120 тысяч вызовов. Как говорят сами работники «скорой», среди этих звонков встречаются ложные вызовы. Большинство звонков поступают в периоды эпидемии гриппа.

Менее, чем за 20 минут бригада скорой помощи должна прибыть к пострадавшему на срочный вызов. Медработники подстанции № 2 говорят, что укладываются в этот стандарт. Но в период эпидемии попасть ко всем нуждающимся бывает сложно. Работа врачей и фельдшеров «скорой» проходит в дороге. Всего в распоряжении подстанции № 2 находится 14 автомобилей, имеющих необходимое медицинское оборудование, для того, чтобы спасти пациента после аварии, падения с высоты или производственной травмы. В любой момент врач должен быть готов «завести» чье-то сердце и оказать неотложную помощь.

Волжский.ру отправился на вызов вместе с фельдшерской бригадой. По телефону девушка сообщила о том, что ее родственница жалуется на острую головную боль. Приехав на место, бригада «скорой» измерила больной температуру и давление, однако женщина оказалась здорова по всем медицинским показателям. Волжанке сделали болеутоляющий укол и попросили обратиться за помощью к участковому врачу поликлиники, чтобы провести обследование.

По словам работников «скорой», подобных вызовов от волжан стало поступать большое количество. По их мнению, чаще всего их причина не соответствует имеющемуся диагнозу, а в «скорую» звонят из-за нежелания идти в поликлинику. Но несмотря на это медработники считают, что самый важный момент в их работе – это спасение жизни.

Наша работа – быть сдержанными. Нужно уметь найти подход к разным людям: и к старшему поколению, и к младшему. При этом наши пациенты встречают нас в разных состояниях, но нам все равно нужно оказать им помощь, − прокомментировали свою работу фельдшера «скорой». – В нашей профессии люди могут работать только по призванию и никак иначе.

Ирина Тимофеева
Понедельник, 29 апреля 2019 14:40:20