Удастся ли главе МИД РФ спасти российскую предпринимательницу из заключения.
В Кувейте с 2017 года находится под стражей Мария Лазарева – жертва двух сфабрикованных обвинений. Женщина, к которой кувейтские СМИ не устают разжигать ненависть местного населения. Предпринимательница, которая не совершала никакого преступления – тем не менее, сидит в десятиметровой камере вместе с уголовниками в одной из тюрем Кувейта.
Против Марии Лазаревой возбуждено два уголовных дела: одно – о хищении государственных денег, выделенных на создание стратегии развития логистического хаба в Кувейте, другое – о растрате средств Портового фонда (The Port Fund), которым управляла компания Лазаревой KGLI. В основе обоих дел – показания одного и того де свидетеля, некого Аль-Алайана, который ранее был аудитором Портового фонда. Забавно, что экспертизу предоставленных им документов никто не проводил, а остальных аудиторов фонда никто не допрашивал.
По делу о стратегии хаба приговор был вынесен: 10 лет лишения свободы. Со вторым все гораздо интереснее: хотя в настоящее время уже ясно, что состава преступления нет и не было, дело продолжают расследовать.
Дело, собственно, сводится к следующему: в 2017 году The Port Fund перевел деньги в дубайский Noor-банк, планируя в будущем перевести их инвесторам. Инвесторы, однако, свое не получили: по указанию Генерального прокурора Кувейта счет был заморожен, сразу после чего Лазаревой предъявили обвинение в том, что деньги инвесторов она присвоила себе. Во время следствия не было вызвано ни одного свидетеля со стороны защиты; адвокату Лазаревой отказали в переводе материалов дела с арабского – а на Марию между тем оказывалось давление.
Обвинение, однако не учло того факта, что в числе инвесторов The Port Fund были американцы – а с американцами, как нетрудно догадаться, шутки плохи. Толстосумы из США заставили дубайский банк разморозить счет; в итоге все инвесторы, в том числе кувейтские госкомпании, получили свое с процентами. Для прокуратуры Кувейта, впрочем, это не послужило аргументом: следствие, основанное на заведомо сфабрикованных заявлениях и документах, продолжается.
По словам Екатерины Духиной, российского адвоката Лазаревой, на основании того, что показания единственного свидетеля скомпрометированы, есть основания остановить расследование о краже средств фонда и пересмотреть вынесенный Марии приговор в связи с невыполнением контракта по созданию стратегии транспортного хаба.
6 марта Сергей Лавров должен встретиться с Сабахом аль-Ахмедом ас-Сабахом, эмиром Кувейта; одна из тем предстоящей беседы двух политиков – заключение Лазаревой. Хотелось бы верить, что главе МИД России удастся повлиять на эту абсурдную ситуацию.