Волжанам депутат Юрий Щевелев хорошо известен. В немалой степени благодаря резонансным мероприятиям, в числе которых
«Митинг против разбитых дорог», собравший около 500 автомобилистов. Кроме того, Щевелев боролся за то, чтобы муниципальные рынки остались в городской собственности, стал инициатором принятия программы ремонта школьных стадионов, и участвовал в разработке еще многих важных проектов. На муниципальных выборах, которые пройдут 9 сентября, Юрий Викторович возглавляет список партии «Родина». За несколько дней до голосования он ответил на вопросы портала Волжский.ру.
- Вы до сих пор лидер фракции КПРФ в городской думе. Но почему все же решили идти от «Родины»?
- Считаю, что достаточно разделять базовые принципы, которые декларирует политическая организация, главное – работать при этом на всех волжан. Мы живем не в Москве, нашим людям не так интересна большая политика. Им нужно чтобы дороги строились, дворы убирались, детские сады открывались. А почему «Родина»? Мне, и моим товарищам близка программа этой партии. Нравится то, что «Родина» дала нам право самим определять приоритеты, направление и фронт работ. По совести, по личным убеждениям, а не по указке сверху. К тому же, не хочу иметь ничего общего с грязью и криминальными скандалами, которые мы видим сегодня в СМИ.
- Вы идете на выборы с определенной программой действий. Как она разрабатывалась?
- Жизнь не стоит на месте. Она бросает нам новые вызовы, и мы предлагаем пути решения этих проблем. В разработке программы принимала участие не только партия «Родина». Это голос всего города. Перед выборами мы два месяца проводили опрос, чтобы выяснить, какие проблемы волжане считают самыми острыми, наболевшими. Делалось это при помощи анкетирования на улицах, и именно ответы жителей легли в основу нашей программы.
- О каких проблемах волжане говорили чаще всего?
- Проблем, как мы все видим, хватает. В частности, очень многих волнуют дороги. Это не только автомагистрали, но и «внутрикварталки», пешеходные дорожки, тротуары. Ведь с ребенком погулять негде, можно ноги переломать. Кстати, я эту проблему и сам очень хорошо прочувствовал. Живу в 23 микрорайоне, у меня десятимесячный сын, но пройти с коляской невозможно - ямы, как после бомбежки. Городу не хватает парковых и прогулочных зон. Сейчас темпы дорожного ремонта растут, но этим работам не хватает системы, потому что они ведутся по «авральному» принципу. Скажем, накануне мундиаля одним махом выделяются сотни миллионов рублей, чтобы не ударить в грязь лицом перед иностранцами. В итоге все делается наспех, а потом мы удивляемся, почему эти дороги разваливаются.
Переломить ситуацию поможет только плановый подход к финансированию. Нужно давать не 200 миллионов одноразово, чтобы местные власти спешили их освоить, и нанимали по конкурсу иногороднюю фирму. Вместо этого нужен четкий пятилетний план, с ритмичным финансированием. Тогда у города появятся собственные, стабильно работающие дорожные компании, с которых всегда можно будет спросить за качество.
- А что в таком случае делать с ЖКХ? Наверняка многие жаловались на качество коммунальных услуг…
- Это еще один пункт, о котором в нашем опросе говорилось чаще всего. Проблема, опять же, в отсутствии системного подхода. Сегодня жилой фонд часто получают управляющие компании-однодневки, связанные с каким-нибудь чиновником. Они просто снимают прибыль, и исчезают. Происходит это потому, что условия работы непрозрачные. Нужно менять законы.
Мы предлагаем ввести порядок, при котором УК для конкретного дома отбирается по итогам открытого конкурса. К этому моменту составляется паспорт объекта, в котором учтены все его данные: износ конструкций, состояние стен, водопровода, кровли и т.д. Побеждает в конкурсе тот, кто берется выполнить конкретный объем работ за пятилетний срок. Жильцы заключают с УК договор, и, когда пять лет проходит, либо продлевают его, либо нет. Такая схема позволяет и предпринимателям, и жильцам четко понимать взаимные обязанности.
- Еще одна незаживающая язва – здравоохранение. Но оно сейчас не под городской юрисдикцией. Могут ли вообще депутаты волжской думы тут что-то сделать?
- Действительно, в 2012-м году эти полномочия у муниципалитетов забрали. В том числе, и у Волжского. Считалось, что город не способен самостоятельно развивать систему медицину, и этим должна заниматься область. Но давайте разберемся, почему так происходило.
Волжский – город-донор. Сегодня он ежегодно отчисляет в областной бюджет по 14 миллиардов рублей. Обратно возвращается только три. Справедливо? Я думаю, что нет. Если считать в процентах, то промышленный Волжский получает столько же, сколько сельский райцентр, где нет ни одного завода. Только вдумайтесь - нас травит химкомплекс, мы платим за его налоги своим здоровьем, но не имеем при этом возможности лечиться. Поэтому первое, с чего нужно начинать, это борьба за пересмотр межбюджетных отношений, и возврат медицины под городскую юрисдикцию.
- Как же этого добиться?
- Нужно убеждать, требовать, выходить на регион и Москву с законодательными инициативами, но добиться, чтобы денег в городе оставалось больше. Тогда и на медицину их будет хватать. Ведь дошли до того, что пенсионерка приходит на депутатский прием и плачет: «Сынок, к офтальмологу не могу попасть».
- Раз уж заговорили о здоровье и экологии: как решать проблему вредных выбросов?
- Такое чувство, что некоторые промышленники совсем страх потеряли – этим летом выброс идет за выбросом. Заводы травят наших детей, не вкладывая средства в газоочистку, и очистку сточных вод, а владельцы спокойно считают прибыль. В Волжском самый высокий по региону процент онкозаболеваний, и с этим нужно что-то делать.
Считаю, что путь только один – ужесточать ответственность. Сегодня за выбросы с превышением предельно-допустимой концентрации таких веществ, как диоксид серы, директору предприятия грозит штраф до 50 тысяч рублей. И это при зарплатах в миллионы. К тому же, попробуй еще его поймай, ведь выбросы в основном происходят ночью.
Если хотим жить нормально, нужно вносить поправки и в административный, и в уголовный кодекс. Нарушил один раз – по-настоящему крупный штраф. Нарушил дважды – пять лет заключения. Нарушил трижды – десять лет, и так вплоть до пожизненного.
- Не слишком ли жестоко?
- Нет, не слишком. Столько же, если не больше, дают торговцем наркотиками, которые травят гораздо меньше людей. А здесь речь идет о систематическом отравлении большого количества горожан, что сопоставимо с терактом. Партия «Родина» готова выступить с соответствующей законодательной инициативой.
- А как вы относитесь к пенсионной реформе?
- Мы категорически против пенсионной реформы в том виде, в котором она предложена. Понятно, что жизнь не стоит на месте, что рано или поздно систему пенсионного обеспечения надо будет менять, но та уравниловка, которую нам сегодня навязывают, несправедлива. Прежде всего, потому, что во всех регионах России – разный уровень медицинского обеспечения и социального обслуживания, разный достаток, разные возможности.
Готов предложить эксперимент. Давайте возьмем 100 москвичей, и переселим их в село за Палласовку. Да они оттуда пешком через неделю уйдут, Ломоносова переплюнут! Там медицинское и социальное обслуживание на первобытном уровне. Там травами лечатся, и больше доверяют им, чем тому допотопному оборудованию, которое не позволяет отличить ангину от плоскостопия. Говорю это с уважением к медицинским работникам – это не их вина.
Волжан нельзя равнять с жителями Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи, Кисловодска просто потому что мы меньше живем и чаще болеем. Тогда почему пенсионный возраст повышают всем одинаково?
- Но разве в СССР не было такой-же «уравниловки»? Все женщины работали до 55, а мужчины – до 60…
- Да, так было, но и система здравоохранения во всех регионах работала приблизительно одинаково. Сегодня этого нет, поэтому разговор с теми, кто сватает нам эту реформу, может быть только один. Когда создадите в Волжском такую же медицину и систему социального обслуживания, как в Москве, когда поднимете доходы населения, тогда можете уравнивать и пенсионный возраст.
- Во многих волжских семьях пенсионеры финансово помогают своим детям. Так что реформа в таком виде ударит не только по ним.
- Конечно. Доходы населения упали настолько, что иначе не «поднять» внуков. И это отражено в еще одном пункте нашей программы. Волжский – это город-труженик. По статистике, 40% его населения занято в промышленности. Мы каждый день узнаем из газет о том, какое дорогое оборудование установили на том или ином заводе, какой выгодный зарубежный контракт подписали. Но почему тогда рабочие многих предприятий города еле сводят концы с концами? То же самое касается учителей, врачей, социальных работников.
Проблема давняя, но взяться за неё всерьез никто не хочет. Легче всего списать свое бездействие на «объективные обстоятельства»: владельцы заводов живут далеко, сидят высоко, а мы люди маленькие, и сделать ничего не можем. Но городская дума это сила, с которой должны считаться. Обращения в прокуратуру, плотная работа с профсоюзами, совместные акции протеста, давление с помощью арендных платежей – рычагов влияния на собственников предприятий масса. И мы готовы решать этот вопрос.
- Не страшно связываться с богатыми людьми?
- Не страшно. Депутат должен быть зависим только от народа. Я ни с какими финансовыми структурами не связан, муниципальных должностей не занимаю, и могу в полной мере выполнять волю избирателей.
- Что еще можно сделать для повышения уровня жизни волжан?
- В городе огромная «индустрия» детского досуга: кружки, секции, спортшколы, летние лагеря, но доступны они далеко не всем. Разве нормально, когда мать-одиночка не может отправить дочку на танцы, потому что у неё на это нет денег? Считаю, что учреждения детского досуга должны быть полностью бесплатны для всех волжан со скромными доходами.
- Один из пунктов вашей программы касается ужесточения ответственности для власти. Вы считаете это необходимым?
- Да, потому что сегодня привлечь к ответу за халатность депутата или чиновника очень сложно. Для этого нужно чуть ли не восстание поднять. Поэтому первое, чего мы будем добиваться, это упрощение механизма отзыва нерадивых депутатов и чиновников всех уровней. Безо всяких исключений.
Если депутат или чиновник потерял доверие, замешан в хищениях, он должен моментально лишиться кресла. То же самое, если он не выполняет предвыборные обещания.
Один год – вполне достаточный срок для думы, чтобы доказать свою состоятельность. После истечения двенадцати месяцев проводится опрос среди населения, берутся экономические показатели – и, если жизнь людей по основным параметрам ухудшилась, ставится вопрос о лишении полномочий. Депутат и чиновник должен понимать, что за каждое действие несет ответственность, только тогда у него будет стимул работать на совесть.
- А вы сами готовы отвечать перед избирателями на этих условиях?
- Закономерный вопрос. Начинать всегда нужно с себя, и местное отделение «Родины» готово через год отчитаться о том, как идет решение поставленных волжанами задач. Это наш главный приоритет.
- Что бы вы сказали волжанам накануне выборов?
- К сожалению, общество сегодня аполитично, многие избирательному процессу просто не доверяют. В итоге выбор делается всего лишь десятой частью населения. Поэтому призываю всех земляков найти полчаса в своем графике, и прийти на избирательные участки. Неважно, какой партии вы отдаете предпочтение. Мы не «болото», мы не рабы, мы – потомки людей, которые построили прекрасный город в голой степи. Мы сами должны выбирать свою судьбу. А какой именно она будет – решать вам.
Биографическая справка
Юрий Викторович Щевелев
Родился 25 ноября 1975 года в Волжском. В 1991 г. окончил школу №17, а в 2001 г. Московский энергетический институт. Второе высшее образование по специальности «юрист» получил в Волгоградском государственном университете. В 2012 г. с отличием окончил Президентскую программу подготовки управленческих кадров РФ. В данный момент получает еще одно высшее образование в МГИМО по профилю «Международная энергетическая политика и дипломатия».
Прошел трудовой путь от слесаря по обслуживанию турбинного оборудования на Волжской ТЭЦ-1 до заместителя начальника Департамента торговли ФГУП «Калужское» ФСИН России.
С 2005г. по настоящее время Юрий Щевелев - депутат Волжской городской Думы. Участвовал в разработке долгосрочных городских программ, в числе которых:
Программа по развитию и поддержке малого предпринимательства;
Программа по реконструкции школьных стадионов и дворовых площадок
Подготовил и направил ряд законодательных инициатив, в числе которых:
Внесение изменений в межбюджетные отношения.
Был инициатором внесения изменений в инструкцию о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней.
Занимается спортом. В 1993 г. - стал чемпионом Волгоградской области по культуризму и призером Открытого первенства Волгоградской области по Атлети-ческому троеборью.
В 1994 г. стал абсолютным победителем первенства Волжского по пауэрлифтингу.
Кандидат в мастера спорта по Атлетическому троеборью. Воспитывает троих детей.