В конце мая Волжский.ру провел среди своих читателей небольшой опрос-тест на тему правил дорожного движения – не столько на знание ПДД, сколько на их соблюдение. В частности, мы спросили, как поступить водителю при необходимости совершить поворот налево/разворот и попросили отвечать честно. В итоге, участие в опросе приняли 349 человек, из них 93% дали, как нам показалось, так называемый «социально желаемый ответ» (подробнее...).
Довольно высокий показатель, но стоит учесть, что часть респондентов, наверняка, так или иначе выдала желаемое за действительное. Но даже оставшихся 7% нарушителей вполне достаточно для того, чтобы сделать негативную статистику. Так, иногда на дороге достаточно и одного «чудака», скажем, на встречке, чтобы устроить «фарш» из десятка машин.
Но это все лирика. Волжский.ру решил разобраться, как обстоит реальная ситуация на дорогах города, кто виноват и что с этим делать. Для этого мы заручились официальной статистикой ДТП от ГИБДД.
Сначала – несколько сухих цифр для понимания общей картины. Как рассказали Волжский.ру в ГУ МВД по Волгоградской области, по итогам 2017 года в Волжском было зарегистрировано 308 ДТП, в которых 15 человек погибли и 374 получили травмы. При этом число погибших, по сравнению с 2016 годом, сократилось на 16,7%, а число пострадавших – выросло на 4,2%. В прошлом году случилось 41 ДТП с участием детей, в которых травмы разной степени тяжести получили 46 детей. К счастью, обошлось без погибших.
За 5 месяцев 2018 года в Волжском зарегистрировано 113 ДТП, в которых 5 человек погибли и 144 получили травмы. Из них 15 ДТП – с участием детей, в результате которых были травмированы 16 юных волжан. Это меньше аналогичного периода на 12 и 16%, соответственно.
Особо большие опасения у ОГИБДД по городу Волжскому сегодня вызывает такой показатель, как рост числа ДТП с участием по вине водителей общественного транспорта. С начала 2018 года в городе произошло 12 таких ДТП, в которых пострадало 15 человек. Рост аварийности к аналогичному периоду прошлого года составил 140% (!) – 5 ДТП и 7 пострадавших. Речь, в основном, идет о падении пассажиров (подробнее...).
Больше всего на статистику ДТП влияет такой фактор, как соблюдение ПДД и культура вождения, а также состояние дорог, которое в последнее время стараются улучшать. Это подтвердили и показательные цифры, которыми поделились в областном ГУ МВД.
Так, основными причинами ДТП в 2017 году стало несоблюдение водителями таких правил дорожного движения, как очередность проезда перекрестков (23% всех нарушений ПДД), проезд пешеходного перехода (17%), неправильный выбор дистанции и скорости движения (по 7,5%), нарушение требований сигнала светофора (5,5%), выезд на «встречку» (3,6%) и нарушение правил обгона (1,6%).
– Основными причинами ДТП остаются нарушения ПДД водителями, – подчеркивают в ГУ МВД по Волгоградской области. – В прошлом году их удельный вес составил 85,6% среди всех причин ДТП, в этом году – 88,5%.
Исходя из этого получается, что практически все ДТП происходят из-за нарушения правил. В 2018 году водители продолжают так же «активно соблюдать» правила дорожного движения. Однако картина нарушений конкретных ПДД, по сравнению с прошлым годом, немного изменилась: 23% – это проезд пешеходного перехода и 15% – нарушения очередности проезда перекрестков. Также в нынешнем году волжане чаще выезжают на «встречку» (6,2%) и не соблюдают дистанцию (8%).
Не обходится в статистике ДТП без нерадивых водителей, которые садятся за руль в нетрезвом виде: в этом году было зафиксировано 6 аварий с их участием (5,3% всех нарушений). За управление авто в состоянии алкогольного опьянения в 2018 году полиция привлекла к административной ответственности 120 волжан, из них 37 – повторно.
Сотрудники ОГИБДД, в свою очередь, не обходят вниманием тех «умных» водителей, которые почему-то считают ненужным включать поворотники. Правда, за 5 месяцев 2018 года полиция Волжского привлекла к административной ответственности всего 10 таких волжан. Но как часто нарушители уходят от ответственности?! Зачастую их можно встретить не только на оживленных городских магистралях, но и в жилой зоне. Здесь пользоваться сигналами поворота вообще не принято, хотя ПДД предписывают это делать в обязательном порядке. Тут поворотники сообщают направление не только другим водителям, но и пешеходам, старающимся не попасть под колеса.
С началом весенне-летнего сезона особое внимание ОГИБДД уделяет водителям велосипедов, мопедов и мотоциклов, которые являются такими же полноценными участниками дорожного движения. Так, с начала года к ответственности привлекли 8 волжских велосипедистов и 57 мотоциклистов. Здесь тоже нужно напомнить несколько важных правил, нарушение которых можно увидеть повсеместно. Во-первых, велосипедист - это водитель, пересекая проезжую часть по пешеходному переходу, он обязан спешиться! Во-вторых, детям до 14 лет запрещено выезжать на велосипеде на проезжую часть. А начиная с 14 лет выезд на дорогу допускается только при наличии знания ПДД.
Не «отстают» и пешеходы: с начала года за нарушение ПДД при переходе проезжей части сотрудники ОГИБДД привлекли к ответственности 2285 волжан. За этот же период в Волжском было зафиксировано 16 ДТП, виной которых стали именно пешеходы.
Между тем, если даже везет, и авария обходится без жертв, то, как правило, страдает «железо». А его ремонт, как известно, сегодня тоже встает в круглую сумму. Так, лишь в текущем году в Волжском произошло 1578 ДТП с материальным ущербом разной степени.
Однако волжане продолжают ездить по принципу «кто во что горазд» и доказывать друг другу на дорогах, кто круче или сильнее. Но дорога далеко не то место, где стоит демонстрировать свою силу. А такие, казалось бы, «мелочи», как соблюдение правил ПДД – элементарная привычка водителей включать поворотники, а пешеходов переходить дорогу по переходу – способны уберечь не только имущество, но и сохранить жизнь участников дорожного движения.